населения, будь то организация учебных заведений, проповедь словом и примером или же индивидуальная работа с отдельными людьми. Во многих городах решающим мотивом основания конвента нищенствующих монахов, и в первую очередь доминиканцев, являлась необходимость борьбы с еретическими движениями, которые в конце XII - начале XIII в. в ряде случаев оформились в антицеркви со своим священством и епископатом. "С тем и задумал [я] орден проповедников, чтобы во множестве обращал при поддержке Духа Святого еретиков и прочих грешников" (см. Anonimus Leobiensis). Известно, что уже первая община братьев проповедников во главе со св. Домиником возникла в Тулузе по инициативе епископа и при поддержке горожан именно для борьбы с еретиками катарами. Нищенствующие ордена как централизованные духовные организации руководствовались определенной стратегией при выборе тех или иных городов для поселения, хотя у францисканцев эта стратегия выражена менее отчетливо, чем у доминиканцев. Желание же местного населения или городских властей, всегда, как будет показано ниже, активно участвовавших в создании конвентов нищенствующих монахов, учитывалось лишь в определенной степени. Поначалу избирались крупные городские центры, преимущественно города, где имелись епископские кафедры, с тем, чтобы оттуда осуществлять свою деятельность в рамках всего диоцеза. Из этих центров в дальнейшем нищенствующие братья продвигали свои поселения и в менее крупные города. Однако конвенты мендикантов в небольших городах, по выражению одного из исследователей (К. Эльм), как правило, оставались "чахлыми" (Kümmerkonvente) и в целом нежизнеспособными. В Южной, Западной и Средней Европе уже в первой половине XIV в. экспансия нищенствующих орденов в целом затухает, тогда как в еще не полностью "освоенных" областях Восточной и Северной Европы массовое строительство монастырей нищенствующих орденов продолжается в течении всего XIV столетия. Попытки впоследствии основать новые монастыри в областях, уже давно и плотно освоенных мендикантами, оканчивались неудачами. В лучшем случае такие обители скоро теряли самостоятельный статус и обращались в терминии, т.е. временные пристанища для братьев соседних крупных конветов.
Вместе с тем, "экспансия" каждого из нищенствующих орденов имела свою специфику. В действиях францисканцев исследователи отмечают больше импровизации. Уставы св. Франциска не содержат каких-либо указаний касательно процедуры основания монастыря. Франциск считал, что для основания конвента достаточно двух братьев. Поэтому и сеть францисканских монастырей оказалась более плотной, тогда как сами монастыри небольшими. Доминиканцы, напротив, предпочитали основывать крупные монастыри. В статутах ордена детально регламентируется порядок организации конвентов: "Конвент числом до 12 и без разрешения генерального капитула, без приора и доктора недопустим". Сам процесс основания являлся многоступенчатым, занимал достаточно продолжительный отрезок времени и находился в компетенции различных инстанций ордена. Два небольших нищенствующих ордена - августинцев-еремитов и кармелитов, - начали свою деятельность позднее, в середине - второй половине XIII в. К этому времени в целом уже оформилась структура расселения двух первых нищенствующих орденов. Августинцам и кармелитам нелегко было найти свое место в духовной жизни крупных городов, в которых к тому времени уже прочно обосновались францисканцы и доминиканцы. Поэтому поначалу они предпочитали средние и небольшие города, где еще отсутствовали конвенты первых нищенствующих орденов. И лишь затем, с течением времени, августинцы и кармелиты также проникают в метрополии.
В XIII в. число нищенствующих орденов возросло настолько, что II Лионский собор 1274 г. был вынужден распустить большинство из них. Согласно постановлению собора, в ордена, подлежащие роспуску, запрещалось принимать новых членов. Был наложен запрет и на основание новых конвентов, а также на всякого рода пастырское служение. Братьям же распущенных орденов предлагалось вступить в одну из четырех оставленных собором организаций, а именно в ордена доминиканцев, францисканцев, кармелитов или августинцев-еремитов.
Целями нищенствующих орденов определялся выбор в городе места для основания монастыря. В ряде случаев нищенствующие монахи селились в suburbium. Впоследствии им либо удавалось проникнуть внутрь городских укреплений, либо город сам, постепенно расширяясь, включал их поселение в кольцо новых стен. Подобно многим монастырям старого монашества такие обители и по сей день фиксируют фазы развития городов, а расстояние, отделяющее их от бенедиктинских аббатств, представляет зримое свидетельство темпов роста города от раннего к высокому и позднему Средневековью. Однако в отличие от старого монашества, некогда искавшего в suburbium уединения, нищенствующие братья предпочитали места у городских ворот или непосредственно при дорогах, выходивших из города, где скопление народа и постоянное движение создавали благоприятные условия для проповеди и сбора милостыни. Исследователи отмечают также стремление мендикантов обосноваться на окраинах городов, что, по-видимому, отвечало задачам нищенствующего монашества вступить в контакт с теми группами горожан, которые до сих пор не были в достаточной мере охвачены пастырским служением клира, а именно с низшими и средними слоями населения. К тому же расположение на окраине, порою еще не слишком плотно застроенной, открывало перспективы расширения обителей.
|