Смирнов Ю.А. Лабиринт: Морфология преднамеренного погребения. Исследование, тексты, словарь.
 
На главную
 
 
 
 
 
 
 
Предыдущая все страницы
Следующая  
Смирнов Ю.А.
Лабиринт: Морфология преднамеренного погребения.
Исследование, тексты, словарь.
стр. 6

Рис. 2. Модель антропосферы (некрологический аспект)

Рассматривая антропосферу под «некрологическим» углом зрения, можно построить следующую ее
формальную модель (см. рис. 2), состоящую из трех крупных блоков, которые, дабы подчеркнуть
определяющую роль социального фактора, удобнее всего обозначить сложно
составными терминами: этнобиосфера, этноморосфера и этнота-фосфера. Этноморосфера данной
модели — это, с одной стороны, сфера деятельности живых, выражающаяся во всем многообразии спо
собов обращения с покойником, и в частности в подготовке его к погребению или выставлению, а с
другой — область преднамеренного помещения останков умершего до их окончательного размещения в
погребальном или экспонационном комплексе. Она может быть локализована в любой части
антропосферы. Этнотафосфера данной модели — это также, с одной стороны, сфера деятельности
живых, в которой происходит создание преимущественно искусственных сооружений, необходимых
человеку для изоляции и/или сохранения останков умерших, обеспечения и поддержания их
дальнейшего существования и сбережения памяти о них на протяжении возможно большего числа
поколений и, конечно же, для поддержания существующих традиций и для воспитания подрастающего
поколения в духе последних, а с другой — это область нахождения останков умершего после их
окончательного преднамеренного захоронения или выставления.

Между блоками данной модели, разграничение которых может быть как формальным, так и
фактическим, существуют прямые и обратные связи. Первые проявляются, как правило, в погребальной
практике, вторые: а) в трофической практике (человеческая всеядность, вплоть до эндоканнибализма);

б) в хозяйственно-бытовой практике (добыча ценностей из погребений как искусственно созданных,
откуда обычно изымаются орудия и украшения, драгоценные камни и металлы, строительные
материалы и пр., так и естественно образовавшихся, откуда извлекаются слоновая кость, ценная
древесина и т.п.); в) в социально-идеологической практике (покойник воспринимается как родственник,
предок, потенциальный новорожденный, посредник между посю- и потусторонним миром и т.д.); г) в
научно-исследовательской практике (погребения становятся объектом и предметом изучения в
археологии, этнологии, антропологии, медицине, криминалистике и других дисциплинах).

В настоящее время кажется безусловным, что первые (археологически фиксированные) захоронения
умерших — в форме предания земле целого или расчлененного тела — появляются на территории
Старого Света в мустьерское время (средний палеолит), примерно 100—90 тыс. лет назад. Они
возникают в среде палеоантропов (Homo sapiens neandertalensis и Homo sapiens sapiens fossilis),
населявших тогдашнюю ойкумену, причем первые преднамеренные погребения появляются в от
носительно готовом виде, т.е. во всей своей структурной полноте, и фактически со всеми присущими им
атрибутами. Происходит это по двум причинам. Во-первых, потому, что сообщества палеоантропов,
очевидно, уже достигли достаточно высокого уровня развития общественных отношений (базисных и
надстроечных), благодаря чему и перешли к такому типу сверхнормативной (неадаптивной)
деятельности, как сокрытие умерших путем закапывания их в землю или насыпания над

11

ними камней и/или грунтовых отложений. А во-вторых, потому, что подобного рода погребения —
трупоположения в земле — в принципе не могут иметь зачаточных форм, поскольку формы их во
многом заданы и строением человеческого тела, и действием общих и специфических законов природы

Предыдущая Начало     Следующая  
 
 

Новости