некрологических обрядов, строящуюся по типу:
запрет/разрешение на те или иные виды деятельности
до похорон, во время похорон и после них25.
Итак, все действия, направленные на
посмертное обращение, распадаются на три относительно
самостоятельные и в то же время взаимозависимые стадии26.
Первая стадия связана с циклом предваряющих
операций, ориентированных в основном на тело
умершего, и может быть определена как птоматологическая (греч. тттшца —
"труп", "мертвое тело" и
Хбуос — "знание").
Вторая — с циклом завершающих операций,
ориентированных в основном на создание погребального
или экспонационного («демонстрационного») комплекса, и может быть определена
как тафо-
логическая (от греч. т (1фо (; — "похороны",
"погребение" и Хбуос — "знание").
Третья — с циклом последующих действий,
ориентированных как на умершего (в основном в снятых
(обращенных) формах), так и на погребальное и/или иное сооружение (например,
«поминальное» — за
упокойный храм, мемориальный комплекс и пр.), с ним связанное, в целях
продления его
«посмертного» существования, а также (а подчас и главным образом) сберегания о
нем памяти, и
может быть определена как мнемологическая (греч. цЛца —
"память" (в том числе социальная,
культурная, историческая) и Хбуос — "знание"). Кроме того,
последующие действия в разной степени
ориентированы и на живых, т.е. обычно на членов социума, к которому принадлежал
умерший (всех или
некоторых, в зависимости от степени сопричастия к покойному, его социального
ранга и других причин).
Рассмотрение циклов показывает, что все предваряющие обрядовые действия
протекают по одному из
двух разнонаправленных путей:
1. Один путь ориентирован
на сохранение тела умершего посредством разнообразных способов его
долго- или кратковременного сберегания (имеются в виду разные виды полной или
частичной
реставрации и/или консервации тела либо его останков), вплоть до
бальзамирования и/или иных форм
мумифицирования.
24
2.
Другой путь ориентирован на уничтожение тела умершего
посредством разнообразных способов его
разрушения (имеются в виду разные виды полного или частичного рассечения и
расчленения трупа,
снятия с него покровных тканей и пр.), вплоть до измельчения костной ткани
и/или полного
кремирования.
Исходной позицией здесь является оставление
тела умершего в том состоянии, в котором оно
оказалось в момент смерти. Однако в этой позиции тело может быть подвергнуто
действиям
промежуточного характера: обмыванию, обряжанию, раскрашиванию и т.п. Такие
действия могут иметь
как самостоятельное значение, т.е. завершаться окончательным погребением тела
умершего или его
выставлением, так и подчиненное, т.е. предварять одно из фундаментальных
направлений
птоматогенеза: сохранение или уничтожение тела.
В то же время в каждом конкретном случае
процесс, идущий в одном из основных направлений, может
быть остановлен на определенной стадии и останки умершего в том состоянии, в
котором они
оказались к этому моменту, могут быть подвергнуты прямо противоположному
обращению (например,
расчлененное тело мумифицируется, а набальзамированное — кремируется). Кроме
того, каждому из
названных воздействий может подвергаться не все тело, а лишь отдельные его
части.
После того как умерший подвергнется всем
установленным традицией предваряющим операциям,
следующие за ними завершающие обрядовые действия как бы вновь оказываются в
отправной точке,
из которой дальнейший процесс обращения с телом умершего или его останками
может опять-таки
пойти по одному из двух разнонаправленных путей:
1. Один путь ведет к сокрытию
умершего — его тело переносится в тафосферу, где изолируется, т.е.
помещается в замкнутое пространство, в результате чего создается погребение.
2. Другой путь не ведет к
сокрытию умершего, и его тело (независимо от состояния
целостности) в неизолированном положении сохраняется в среде живых или
устраняется из нее, но не
захоранивается, в результате чего возникает выставление. На этом этапе
завершающих обрядовых
действий возможно создание комплекса, сочетающего в себе как элементы
погребения, так и
элементы выставления — это открытого типа раки и мощехранительницы в
христианских соборах
или сходным образом сохраняемые святыни такого же рода в храмовых и жилых
помещениях иных
культурных традиций; ср. также склеп с набальзамированным телом Н.И.Пирогова
(с.Вишня (ныне
Пиро-гово) Полтавской губернии).
Исходной позицией завершающих обрядовых
действий является оставление тела умершего на месте
смерти. Однако здесь может происходить формальный перевод умершего и
определенной части окру
жающего его пространства в моро- и/или тафосферу в двух основных вариантах:
1)захоронение на
месте смерти, обычно путем засыпания трупа камнями и/или грунтом; 2) оставление
трупа в
незахороненном состоянии, иногда закрепляемое особыми ритуальными действиями,
например
табуированием тела умершего и/или жилища, в котором оно находится. В результате
последнего акта
возникает один из вариантов сочетания погребения и выставления.
25
В то же время в каждом конкретном случае
процесс, идущий в одном из основных направлений
завершающего цикла, может быть остановлен на определенной стадии и останки
умершего в том
состоянии, в котором они оказались к этому моменту, могут быть подвергнуты прямо
противоположному
обращению: незахороненные подвергаются погребению, а захороненные эксгумируются
и