либо перед объемом (заклад камеры катакомбы,
подбоя), куда помещаются тело умершего или его
останки (ниша), либо над таким объемом (полая (пустотелая) яма или насыпь).
Этот объем может быть
как абсолютно пустым (дно (пол) + перекрытие (свод) + стены), так и частично
заполненным разного
вида опорами, в том числе и перегородками. При этом он может представлять собой
«единое»
пространство или «расчлененное» пространство, составленное из отдельных объемов
(например,
разделенный на отсеки каменный ящик — сегментированная циста). В последнем
случае собственно
«погребальная камера» или «основная погребальная камера» (при наличии
нескольких помещений,
занятых погребенными) может быть выделена морфологически (центральное место в
структуре, иная
форма, ббльшие размеры и т.д.), а может и не быть.
Переходя к морфологии погребального
сооружения, которое, повторим, следует рассматривать как
подсистему в системе погребального комплекса, отметим, что оно всегда
представляет собой по
меньшей мере двухчастную структуру, выраженную в сочетании базовой и замыкающей
поверхностей.
Однако в тафогенезе время от времени и от места к месту (порой в виде
исключения, а иногда в виде
правила, что особенно характерно для
47
древних обществ с чертами деспотических форм
правления) наблюдается «принцип
дополнительности», действующий чаще всего при устройстве погребальных
сооружений,,
предназначенных для вождей и/или героев. Он проявляется как в увеличении
размеров погребальных
(могильных и надмогильных, а иногда и подмогильных) сооружений, так и в
увеличении числа
добавочных компонентов, причем не только за счет нарастания ряда дублирующих
вместилищ,
устраиваемых наподобие матрешек или «Chinese boxes» (как, например, это
делалось в латен-ское
время (V в. до н.э. — I в. н.э.) в культуре подклошевых погребений (Польша),
где урна с прахом,
закрытая крышкой, покрывалась сосудом ббльших размеров или устанавливалась в
другой сосуд, тоже
имевший крышку [Монгайт А. Л., 1974, с. 352]; или как при погребении Аттилы,
тело которого было
положено в три гроба — «первый из золота, второй из серебра, третий из крепкого
железа» [Иордан.
258]), но и за счет увеличения количества основных вмещающих объемов, тоже как
бы вписанных
(вложенных) друг в друга (сруб в яме, склеп под насыпью и т.п.), и/или
благодаря добавлению числа и
усилению мощности перекрытий (панцирей), надстроек, перегородок (закладов,
завалов и пр.) и тому
подобных структур и конструкций. В результате этого в таком усложненном
варианте погребального
сооружения появляются многочисленные, иногда однородные и мономорфные, иногда
разнородные и
полиморфные, базовые и замыкающие поверхности.
Здесь придется немного вернуться назад и
начать с того, что сама базовая поверхность, на которой
устраивается погребальное сооружение, может существовать только в двух
естественных средах —
земной и водной.
Далее в этом разделе вразрез с существующей
традицией — рассматривать три основных рода
погребений («земное», «водное» и «воздушное»6 , как бы естественным
образом распадающихся на
группы благодаря принципиальному различию стихий), — рассматриваются
(выделяются) только два
рода: 1) погребения, связанные с земной поверхностью, и 2) погребения,
связанные с водной
поверхностью.
Так называемые воздушные погребения могут
существовать без опоры только в безвоздушном
(космическом) пространстве (см. выше), здесь, на земле, они не представляют
собой самостоятельного
рода захоронений. Они могут рассматриваться как разновидность надземных или
надводных
погребений, ибо газообразное состояние атмосферы позволяет устроить
погребальное сооружение
только с опорой на более плотную субстанцию.
В зависимости от соотношения с дневной
поверхностью (земной или водной) погребения, связанные с
лито- и/или гидросферой, подразделяются на три вида:
А — надземные, надводные67;
Б — наземные, наводные;
В — подземные, подводные.
Деление на наземные (наводные) и надземные
(надводные) захоронения в достаточной мере условно.
Они могут различаться по степени тесноты связей с дневной поверхностью (связей,
естественно
существующих и/или искусственно созданных); ср., напри-
48
мер, гробницу, устроенную на высоком цоколе
или постаменте (усыпальница Мавсола), и погребение,
расположенное на помосте, укрепленном в развилке дерева, иногда с возведением
на нем «домовины»
(сибирские лабазы), или погребение на столбах (атапаски [Дзениске-вич Г.И., с.
91—99], австралийцы
[Берндт P.M., Берндт К.Х., с. 373, 374], эвенки [Василевич Г.М., с. 241, 242] и
др.) — сравнительно
тесная связь с земной поверхностью. Или установление долбленого гроба на
деревянных опорах,
перпендикулярно встроенных в отвесную скальную стенку («подвесные захоронения»
— иногда на
высоте 300 м (!) над землей, — существовавшие до XVI в. в Китае у народностей
бо, юэ, пу и ляо, пров.
Сычуань и Юннань, устное сообщение Тань Ао-шуан). Или же подвешивание умершего
(обычно
ребенка), зашитого в кожаный мешок (шкуру оленя), к ветви дерева (нганасаны
[Грачева Г.Н., с. 87—
90]); или в висячей колоде (якуты [Гурвич И.С., с. 146]), или подвешивание
трупа (в упакованном виде)
под полом главной веранды дома у народности тхай в Индокитае [Стратанович Г.Г.,
с. 107] —
опосредованная связь с земной поверхностью.
Захоронения могут различаться и по уровню
нахождения умершего (точнее, погребенного;