со значительными изменениями в общей
(анатомической) целостности тела покойного.
Затем в зависимости от обстоятельств или
вследствие предписанных той или иной традицией правил,
требующих относительно долговременного сохранения тела умершего в среде живых, оно
может быть
подвергнуто таким предварительным операциям, как вымачивание в особых
растворах, например в
соляных (либо обкладывание чаще всего солеными продуктами, например рыбой, —
тело Цинь
Шихуана), или охлаждение/замораживание в специальных камерах, ямах и подобных
местах со снегом
и льдом, или же высушивание в горячем песке либо на открытом воздухе при
достаточно высокой
температуре. (Подобным операциям может подвергаться как обнаженное тело, так и
обряженное.)
Ряд предуготовительных действий может, в
зависимости от традиции, завершиться либо погребением
тела умершего, либо его выставлением.
Однако, как известно, некоторые общества
предпринимали или предпринимают особые шаги,
направленные либо на долговременное сбережение (консервацию) трупов с полным
или частичным
сохранением их анатомической целостности, либо на преднамеренное нарушение
таковой, или даже на
разрушение тела умершего или же его уничтожение.
Всем этим операциям могут подвергаться как
избранные, так и все без исключения члены того или
иного общества.
В зависимости от окружающей среды конкретные
задачи подобного рода могли решаться и
естественным путем. Например, предохранение тела от воздействия гнилостных
бактерий,
разрушающих мягкие ткани неживого организма, могло осуществляться путем
выдерживания его в
течение определенного времени в торфяных болотах (знаменитые датские и
английские находки
двухтысячелетнего возраста: «человек из Толлунда» [Ламберт Д., с. 224, 225],
«человек из Граубалле»
[Berg S.u.a., S. 91—93], «Пит Марш» [Археология сегодня, с. 17] и др.), или на
открытых местах
(например, в зонах альпийского высокогорья в Андах [Schrieberg D., BegleyS.],
на Северном Кавказе —
наблюдения автора), или в горячих песках пустынных и полупустынных областей
(как, впрочем, и во
льдах приполярной или высокогорной территории, — недавняя находка в Альпах
естественно
мумифицировавшегося человеческого тела; возраст мумии — пять тысяч лет [Roberts
D.]).
Естественная мумификация могла происходить и
при сравнительно недолгом пребывании мертвого
тела в зоне пожарища.
В то же время, и опять-таки в зависимости от
климатических условий, нарушение и даже уничтожение
не только мягких, но и костных тканей тела умершего могло производиться также в
естественной среде
— например, оставление трупа в воде или на
воздухе до полного разложения (разрушения) мягких
тканей (часто при преднамеренном предоставлении тел умерших в пищу
животным-некрофагам: рыбам,
птицам или
54
55
собакам, как это делается, к примеру, в
Центральной Азии да и в других местах [Катанов Н.Ф.]; см.
также сообщение Страбона о существовавшем в Бактрии обряде отдавания
собакам-могильщикам
людей, «изнуренных старостью и болезнями...» [Страбон. Х1:11, 3]). Для
достижения того же эффекта
тело умершего помещается во «временную могилу» и закрывается листьями и ветвями
(как это делают,
например, австралийские аборигены [БерндтР.М., БерндтК.Х., с. 371] или индейцы
бороро [Леви-Строс
К., 1984, с. 110—122]; интересно заметить, что у бороро эта временная могила
обычно выкапывается в
центре поселения, на «ритуализованной» и «сакрализованной» площади, и
используется для всех
умерших членов деревни); или же зарывается в землю в определенных местах, а
именно там, где
грунты насыщены известковыми растворами и щелочами, — до полного разложения
мягких тканей и
растворения костных. Уничтожение всего трупа, как уже указывалось [ТайлорЭ.Б.,
с. 289], возможно
производить в естественной среде и посредством сбрасывания тела в жерло действующего
вулкана.
Помимо вышеописанных естественных способов сохранения/уничтожения трупов
существуют и
многообразные искусственные приемы, направленные на сбережение, нарушение и/или
разрушение как
всего тела умершего, так и отдельных его частей.
Сохранение тела. Прежде чем очертить круг
вопросов, связанных с различными операциями,
приводящими к мумифицированию трупа, коснемся ряда моментов, связанных с его
«воссозданием».
Часто проявляющееся в различных культурных традициях стремление запечатлеть
и/или сохранить
внешний облик умершего на стадии птоматологических операций выражается в
создании посмертных
масок, каковые либо снимаются непосредственно с лица и головы покойного путем
наложения гипса,
глины и прочих пластичных материалов, либо вырезаются из дерева, камня или
изготавливаются из
металла. Маски иногда остаются на лице умершего, как, например, в катакомбных,
тагарских,
таштыкских погребениях [Отрощенко В.В., Пустовалов С.Ж., с. 146—149; Киселев
С.В., с. 128, 162;
Вадецкая Э.Б., 1996; Кызласов Л.Р., с. 101, 102], в элладских погребениях
[Монгайт А.Л., 1974, с. 43], в
погребениях культуры майя [Гуляев В.И., 1979, с. 142—144] и других культур
[Кузнецов С.К.; Новикова
Л.А.]; или проводится «облицовка» черепов, отделенных от туловища, как это
делалось в культуре
докерамического неолита Иерихон Б, Мюрейбит, Рамад, Бейсамун [Cauvin J., р.
127—132] и других
ближневосточных неолитических культурах [Мелларт Дж., с. 44, 45; Антонова Е.В.,
с. 45].
Согласно возникшей в XV в. европейской
традиции снимать посмертные маски с лиц выдающихся деятелей
культуры, науки, политики и т.д. [Арьес Ф., с. 169], их хранят отдельно от
покойника (ср. также широко
распространившуюся в XX столетии традицию создания музеев «восковых персон»).
То же стремление, вероятно, проявляется и в
изготовлении «духов умерших предков» или «вместилищ
душ»: создаются небольшие антропоморфные фигурки из дерева, кожи, меха и других
подсобных мате