напоминающим цемент и приготовляющимся из
глины, а также растертым сандалом и антисептиком.
Все это прилипает и затвердевает; все впавшие
и сморщенные части тела: глаза, щеки и живот, —
округляют до их нормальных размеров и пропорций. В результате получается мумия,
очень
напоминающая египетские. Наконец, когда мумию тщательно высушат и покроют
краской, сделанной из
растворенного золота, ее выставляют как статую в тибетском подобии Вестмин-
58
егерского аббатства. В Шигатцзе, резиденции
Таши ламы, имеется пять таких усыпальниц... Они
отличаются по размеру и отделке, согласно положению и богатству мумий,
занимающих их» [Эванс-
Вентц В., с. 40—41 ]■».
3. «В помещении я увидел пять тел королей
инков... Тела их были сохранены полностью; все было на
месте — каждый волосок с головы, из бровей и ресниц. Они были в тех одеждах,
которые носили при
жизни... Они сидели (на корточках ) , как обычно садятся индейцы: руки
скрещены на груди — правая
поверх левой... Тело было настолько целым и хорошо приготовленным с (помощью )
какого-то битума,
что казалось живым. Глаза были сделаны из тончайшей золотой ткани; они были так
великолепно
вставлены, что не было необходимости в естественных глазах... не представляется
возможным, чтобы
без введения некоего (состава ) они могли бы столь полно сохранить так много
мышечных тканей...
Тела были настолько легкими, что любой индеец
переносил их на руках... я думаю, что главным и
лучшим способом, который использовался для бальзамирования, был перенос (этих
тел ) поближе к
снегам, и там их держали, пока не высыхали ткани, а потом в них вводили
битум... чтобы заполнить и
(тем самым ) заменить высохшие ткани. В таком виде находились в Коско короли
инков, каждый в своей
часовне... После забальзамирования тела королей устанавливали перед
изображением Солнца в храме
Коско, (где ) они восседали на своих золотых креслах... (и ) где им
подносились многочисленные
жертвы...» [Инка Гарсиласо де ла Вега, с. 187, 335—337, 350].
Помимо мумифицирования посредством
бальзамирования тела широкое распространение (особенно
среди «нецивилизованных» народов) имеют приемы высушивания трупа. Так, на
севере Южной Австра
лии, перед тем как перейти к термической обработке тела, «внутренние органы
умершего вынимают,
заполняют их место травой и тело высушивают на солнце или над костром. После
этого его сгибают и
раскрашивают; сначала его носят за собой, а потом либо помещают на специальной
платформе,
устроенной на дереве или в пещере, либо закапывают в могилу, либо сжигают или
засовывают в полое
бревно. Иногда трупы коптят. Для этого аборигены сооружают специальную
подставку, под ней
разводят слабый огонь, а труп устраивают в сидячем положении с разведенными в
стороны руками. Как
только кожа начинает покрываться волдырями, с тела удаляют волосы, а все
отверстия зашивают.
Мужчины, которым предоставлено такое право, передающееся по наследству, теперь
приступают к
высушиванию трупа. Его натирают жиром и красной охрой и в таком положении
помещают на
подставке, на этот раз внутри хижины. Он постепенно высыхает на небольшом огне,
в то время как
причитающие участники похорон отгоняют мух длинными ветками (они здесь же едят
и спят).
Высушенный труп заворачивают в специально подготовленный кусок коры и держат в
хижине... После
того как труп высыхает, его переносят с места на место в течение нескольких
месяцев и наконец
помещают на погребальную платформу разлагаться... В бассейне реки Рассел
высушивание трупа
представляет собой довольно сложный процесс, в результате которого получают
„мумию", затем ее
раскрашивают. В других районах труп помещают на платформе,
59
высушивают на солнце и кладут в полый ствол
дерева. Иногда трупы кладут не на платформу, а привязывают
к длинной жерди, которую кладут на два кола с развилинами» [БерндтР.М.,
БерндтК.Х., 1981, с. 369, 370].
Существует и масса иных способов искусственного долговременного сохранения тела
умершего,
применявшихся или применяющихся различными народами81. Условно их
можно разделить на две группы. В
одну группу входят приемы, при помощи которых тело подвергается пропитке и/или
покрытию особыми
составами, т.е. мумифицирование с помощью дубления, вощения, смоления,
ангобирования .{покрытия тела
жидкой глиной), просаливания и т.д.; в другую — Приемы, связанные в основном с
термической обработкой
тела: высушивание над костром, окуривание (копчение), обожжение, обжаривание в
масле и т.п. [Фальк-
Рённе А., с. 130, 131; ЛафлинУ.С., с. 33—50; Warren R. Dawson, p. 115 —138;
Budge E.A.W.; Leca A.P.; Niwinski
А.; Буддизм, с. 231—232]82.
Нарушение трупа. Переходя к искусственным
способам нарушения — разрушения тела умершего, следует
отметить, что (как ясно, например, следует из текста Геродота о бальзамировании
в Египте) для ряда
приемов, связанных с действиями по сбережению птомы, необходимы некоторые
операции по извлечению
(экстрагированию) быстро разлагающихся внутренних органов, приводящие к
частичному ее нарушению, а
именно извлечение головного мозга (эксцеребрация) и внутренних органов
(экстракция или экспланхация).
При этом, впрочем, внешний облик птомы
нарушается совсем незначительно. К тому же частично он
восстанавливается путем сшивания мягких тканей, поэтому, описывая приемы
нарушения — разрушения
тела умершего, попробуем придерживаться направления, ведущего от действий,
наносящих наименьший
ущерб целостности трупа, к действиям, идущим в направлении его разрушения
(деструкция) и уничтожения
(облитерация).
В данный некрологический цикл входит
множество разнообразнейших операций, приводящих тело в
сублимированное состояние. Условно можно выделить пять таких этапов, или
ступеней.
Первая ступень — экстирпация —
характеризуется в основном снятием (удалением) внешних покровов и
органов:
а) удаление (вырывание) волосяного покрова
(эпиляция или депиляция);