против отождествления терминов «погребальный
обряд» и «погребальная практика» [Мельник В.И.,
1990].
23 «Погребение (burial). Действие от глаг. погребать;
могила (tomb) (арх. знач.)» [CCD, р. 167].
«Могила (tomb); склеп для захоронения
(сокрытия) останков умерших; надмогильный памятник»
[CCD, р. 1359].
24 Под действиями, связанными с «поминовением»
(«поминанием») умершего, подразумевается весь
спектр обрядов — реальных (материальных) и символических (формальных), —
направленных на
обеспечение (поддерживание) «посмертного существования» покойника — от
спорадического
кормления умершего или погребенного либо общения с ним до периодической (раз в
две недели)
птоматологической обработки экспонируемого тела (например, мумия Ленина) и
создания мемориаль
ных комплексов (его же музеи — дома-музеи, музеи-квартиры, — памятники и
мемориальные доски в
Европе, Азии, Африке) и т.п.
Например, на Таити «по смерти выдающегося
вождя к его телу приставляют жреца, на обязанности которого —
подносить к устам покойника пищу в разные часы дня. Китаец сохраняет своего
умершего отца в гробу целые годы и
приносит ему еду и питье, как живому» [Штернберг Л.Я., с. 341]. «Жители
Марианских островов сохраняли
высушенные трупы своих предков в хижинах в качестве домашних богов, а гвинейские
негры, сохраняющие кости
родных в ящиках, время от времени отправлялись беседовать с ними у их
гробниц-хижин» [Штернберг Л.Я., с. 341,
342].
Жители Папуа — Новая Гвинея из племени фора
«уверены, что мертвые (они называют их „тихими". — Ю.С.) по-
прежнему могут наблюдать за всем происходящим вокруг, пока существуют их мумии.
Именно по этой причине...
они хранят в своих хижинах прокопчённые тела своих усопших родичей. ...Иногда
мужчины и женщины берут с
собой мумии, если хотят показать им что-то необычное» [Фальк-Рённе А., с. 165].
«На о-ве Фиджи продолжают разговаривать с
покойником через вставленный в могилу бамбук, доходящий до трупа»
[Штернберг Л.Я., с. 336]. Общались, по-видимому, со своими царственными
покойниками и майя (в знаменитом
«Храме надписей» в Паленке были «устроены „каналы для души" — каменные
трубы, идущие от пола святилища до
останков погребенного» [Гуляев В. И., 1979, с. 174]).
«Негры Конго делают в могиле отверстие,
доходящее до рта покойника, чтобы его можно было кормить и поить, и
это повторяется ежемесячно. И современные японцы ставят в отверстие в могиле
рис и воду. По свидетельству
Лукиана (Lucian, Charon, 22), такой же обычай был у древних греков» [Штернберг
Л.Я., с. 341]. Это подтверждается и
современными исследованиями: «...обычай кормить их (предков. — Ю.С.) смесью
масла, меда и воды, выливаемой
на могилу (или даже через специальную трубку в могилу), когда живые пировали
рядом» [Исаева В.И., с. 21].
Подтверждением этой мысли служат и так называемые дипилонские вазы (амфоры и
кратеры), лишенные дна и
устанавливавшиеся на могилах (в качестве надгробных памятников) по одной
вертикали с урной, содержавшей прах
умершего [Акимова Л. И., с. 232, 233]. Возможно, нечто подобное («каменные
трубы», «stonepipes», связывавшие
могилы с поверхностью земли) существовало уже в натуфийской культуре
[Belfer-Cohen A., Hovers р. 465, 466].
Ср. кормления и возлияния на могилы и у
могил, а также оставление на кладбищах еды и питья на могилах у
древних и современных балтов (так называемые пир козла и отрада душ (задушница)
в Литве и Белоруссии
[Забылин М., с. 108, 109]), у славян (Л.Нидерле, в частности, сообщает, что
88
89
«в Сербии священник в отдельных местностях не
только сам кладет еду на могилы, но и даже заклинает злые души
умерших... В Болгарии... на сороковой день после смерти священник окуривает
могилу умершего и в сделанное
отверстие наливает воду и кладет еду» [Нидерле Л., с. 213]; ср. запрещение
преподобного Феодосия «ставить по
усопшему обеды и ужины, класть на кутью яйца и ставить воду...» [Забылин М., с.
567]), да и у многих других
народов.
Согласно Леонарду Вулли, в некоторых
гробницах царского некрополя в Уре (начало III тыс. до н.э.)
через «глиняную трубу, уходившую вниз к подножию усыпальницы, совершались
возлияния в честь
умершего» [Вулли Л., с. 80, 81]. А по словам Вальтера Хинца, у эламитов
(середина III — середина I
тыс. до н.э.) имелись «приспособления для стока воды в могилы» [Хинц В., с.
63].
Схожий обычай прослеживается и в курганах
негроидного (?) населения рубежа нашей эры (?),
оставившего два больших некрополя в районе предмарокканской Сахары. Там в
«боковых стенках
погребальных камер, со стороны головы захороненного, имелись окошки для
подношения мертвым»
[Гаудио А., с. 132].
Иногда может происходить и вскрытие могил для
общения с погребенными: «...перуанцы открывали
время от времени гробницы, чтобы переменить на трупах одежду, а также
положенную пищу» [Штерн
берг Л.Я., с. 322]. «На Новой Гвинее раз в несколько лет выкапывают черепа
предков, расписывают их
мелом, украшают перьями и цветами и подносят им пищу и питье» [Штернберг Л.Я.,
с. 342].
25 Так, например, хорошо известны запреты, налагаемые в
предпо-хоронный период на половую
активность родственников или всех членов общины, сопричастной умершему, с целью
сохранения
энергии умершего в «лучшем мире», но в то же время не менее хорошо известны и
обычаи, требующие
увеличения сексуальной активности членов социума, к которому принадлежал
умерший, с целью
сообщения ему этой энергии [Фрэзер Д.Д., с. 158—163], или по другим основаниям,
когда, например,
считалось, что «смерть совпадала с зачатием, похороны — с брачной оргией,
восстанавливающей
жизненные силы коллектива и обеспечивающей его возрождение, мыслившееся как
возрождение
предков в лице потомков» [Петрухин В.Я., 1980, с. 88, 89].
То же касается и любых других видов
жизнедеятельности, вплоть до запретов/разрешений на речь
[Стратанович Г.Г., с. 106], сон, принятие пищи [Почагина О.В., с. 112—114],
разведение огня,
пользование водой, землей, совершение домашних и храмовых обрядов [Снесарев
Г.П., с. 137—143 и
ел.] и пр. К примеру, у древних греков тем, «кто был в контакте с умершим (т.е.
подвергся осквернению
— ц1ааца . — Ю.С.), было запрещено
посещать священные места, а некоторым священнослужителям