что во время своей последней болезни
английский король Карл II (ум. в 1685 г.) принимал
лечебное питье, составленное из 42 капель экстракта, полученного из
человеческого черепа»
[Арьес Ф., с. 305].
Впрочем, объектами магии являются не только
останки умерших, но и кладбища; см., например, указания об этом в
древнеиндийском собрании наставлений «Артхашастра» (IV в. до н.э. — II—III вв.
н.э.), а именно о колдовских
приемах на местах сожжения трупов [АРТХАШАСТРА, с. 227, 231 , 485, 487].
«На Ориноко, в Южной Америке, есть племя,
которое толчет кости покойников в порошок и
примешивает его к своим печеньям из кассавы, считая, что тогда дух этих друзей
и родственников
будет продолжать существовать в телах тех, кто их ест. ...Караибы, например,
считали, что душа
покойника живет в одной из его костей, и такая кость, взятая из могилы,
тщательно завертывалась
в хлопчатую бумагу и служила оракулом. Перуанцы тоже считали кости своих
покойников
оракулами» [Штернберг Л.Я., с. 301, 302].
«В упомянутом году (1254г. — Ю.С.) 8 мая в
краковском костеле была торжественно оглашена
канонизация мученика св. Станислава, и благословенные его кости, которые со дня
страдания и до
поднятия лежали в земле 183 с половиной года, с почетом были подняты, и часть
их была
распределена по костелам. Другая же часть вместе с преславной головой хранится
в указанном
костеле» [ВЕЛИКАЯ ХРОНИКА, с. 170]; ср. с распределением по разным местам
сожженных
останков Будды (см. часть II, с. 134, 135 и примеч. 19).
Останки Мильтона были выкопаны из могилы и
распроданы почитателям (устное сообщение биографа поэта
Т.А.Павловой).
32 Примечательно поведение Александра Македонского,
потребовавшего восстановить гробницу
Кира, оскверненную и разграблен-
94
ную во время его персидского похода
неизвестными грабителями [Страбон. География. XV. Ill: 677,
678; Арриан. Поход Александра. VI. 29: 210, 211].
Известны случаи реставрации египетских мумий,
разрушенных, по всей видимости, во время
ограблений и заново восстановленных до первоначального состояния, часто с
заменой
недостающих частей скелета другими (жгуты ткани, деревянные палки) материалами
[Holt F.L.] или
же с заменой одних (недостающих) костей другими [Лукас А., с. 447].
Также известны перезахоронения (с небольшими
нарушениями в порядке расположения костей) и
на памятниках пережиточного неолита лесной полосы Восточной Европы, например в
могильнике
Черная Гора [ЦветковаИ.К., 1985, с. 91].
33 Здесь имеется в виду в основном разрушение внешней
структуры погребального комплекса (см.
ниже), т.е. надгробных (наземных) сооружений, которые используются для мощения
дорог и
монастырских дворов (например, в современном Новгороде и других городах
русского Севера —
наблюдения автора) или для укрепления оборонительных сооружений. «Разорение греческих
могил самими же греками засвидетельствовано еще в V в. до н.э. Фукидид
сообщает, что при
Фемисто-кле, когда афиняне срочно укрепляли Пирей, в стену было уложено много
надгробных
стел, так как весь пригодный для строительства материал в спешке приходилось
брать откуда
попало [Фукидид. I, 93: 2]. Археологическое подтверждение этому дали раскопки
стены у Дипилон-
ских ворот... Подобные факты известны в метрополии также для эллинистического и
римского
времени: Пагас в Фессалии... Верия в Македонии... Разорение греками могил своих
предков
(для строительных нужд. — Ю.С.) прослеживается и в Северном Причерноморье»
[Дашев-ская
О.Д., с. 79, 80] (там же приведены многочисленные примеры).
34 Заслуживает внимания и посмертное обращение (в цикле
последующих обрядовых действий),
существовавшее в средневековом Китае: официальное осквернение могил предков
опального
чиновника или государственного преступника (вплоть до выбрасывания останков
умерших на
произвол судьбы) и, наоборот, создание помпезных надгробий или даже новых
погребальных
сооружений с торжественным переносом в новую усыпальницу останков умерших
предков какого-
нибудь выдающегося государственного деятеля (устное сообщение
А.М.Кара-петьянца).
Показателен и современный пример — вынос мумифицированного трупа И.Джугашвили
из
Мавзолея Ленина—Сталина и предание его земле с устройством сравнительно
скромного
надгробного памятника над могилой «гения всех времен и народов». (Неплохую
подборку о проце
дуре похорон советских вождей см. у В.Улыбина [Улыбин В., с. 51—61, 65—67].)
Напомним здесь и о пресловутом римском
постановлении времен Империи об «осуждении памяти», согласно
которому лица, объявленные врагами государства, подвергались «damnatio
memoriae», выражавшемуся в уничтоже
нии их статуй, в вытравлении их имен из надписей и т.п., как это, например,
было сделано в отношении Нерона и
его матери Агриппины.
95
Не менее примечательна история с «похоронами»
князя Потемкина-Таврического, растянувшаяся до
третьей четверти XIX в. Тело Потемкина (анатомированное и бальзамированное) с
1791 по 1798г.
находилось первоначально непогребенным в подпольном склепе церкви св. Екатерины
в Херсоне, но
указом Павла I должно было быть похоронено, как гласил указ, «без дальнейшей
огласки, в самом же
том месте, в особо вырытую яму, а погреб засыпать и загладить землею так, как
бы его никогда не