НАСЫПЬ (КУРГАННАЯ, МОГИЛЬНАЯ, НАДМОГИЛЬНАЯ)
Насыпь. В археологии насыпью [англ, mound, tumulus; могильная ~ burial
mound; ~ кургана barrow
mound [ИАРС, с. 79]; франц. remblai; нем. Aufschuttung, Hugel] практически
всегда (за исключением
остатков
201
«сырцовых (пахсовых) мавзолеев») называется
земляное (грунтовое) погребальное сооружение,
возведенное над уровнем дневной поверхности.
Таким образом, насыпь — это
погребальное (могильное и/или надмогильное) сооружение, возведенное
способом сухой отсыпки грунта.
Существование курганов, выложенных из дерна
или обложенных таковым, вызывает необходимость
введения одноуровневого понятия — кладка — способ возведения грунтового
сооружения путем
горизонтального (субгоризонтального) наращивания слоев из уложенных рядами
блоков дерна, глины
(обожженной и необожженной), камней и пр.
Одним из терминов, описывающих способы
создания насыпи, является и наброска', этот термин
применяется по отношению к «каменным курганам». Он же используется и при
описании отдельных
(конструктивных) элементов, встречающихся в насыпях «панцирей», «кольцевых
ограждений» и пр.
НАУС, СМ. также АСТОДАН. ОССУАРИЙ,
ОСТЕОТЕКА
Чаус' [ (греч.] — древний или средневековый
склеп из глины, камня или кирпича для хранения
оссуариев у зороастрийцев в Средней и Передней Азии [СЭС, с. 876].
Наус2 — «...под наусами арабских и персидских
писателей'скорее всего нужно разуметь
костехранилища, о которых говорит Авеста, так называемые астоданы...»
[Иностранцев К.А., 1909, с.
105].
К.А.Иностранцев сопоставлял с наусами
осетинские склепы, где истлевали трупы и хранились кости умерших ранее
(сооружения, подобные осетинским склепам, описаны Бируни: «...крытые кровлей
помещения для мертвых, но с
окнами в стенах, через которые ветер обдувал бы мертвых вроде того, как то
бывает в наусах магов» [Бируни, с.
283]. — Ю.С.). «Эти сооружения могут быть древним астоданом, „воспринявшим в
себя дахму", тогда как парсий-
ская „башня молчания" — суть древняя дахма, воспринявшая в себя астодан»
[Рапопорт Ю.А., с. 11].
Наус3 — «термин греческого происхождения — 1) дворец
(palatinum)... 2) сооружение, в котором
помещается идол (fanum idoli)... 3) храм (fanum templum)... храмы и церкви...
4) внутреннее пространство
церкви, святилище... 5) ящик, ковчег, в котором покоятся кости святых (area,
capsa in qua deponentur
ossa sanctorum), откуда — часовня-мавзолей (часовня-склеп. — Ю.С.) для
погребения (sacellum pro
sepeliendis mortuis), кладбище (locus sepulturae, camera sepulcralis,
coemeterium — C M . Lexicon Syriacum
Chrestomathiae Kirschianae, Lpz., 1836, s.v.)... у сирийских христиан этим
словом обозначались погре
бальные постройки (сперва, по-видимому, ковчежцы, а затем места для погребения
внутри церкви и
позднее вообще мавзолеи). ...Этим общим арабским термином несомненно
объединялись
всевозможные виды погребальных сооружений, и христианских, и зороастрийских, и
языческих...»
[Борисов А.Я., с. 308—310].
«Согласно В. В. Бартольду, словом наус „у
зороастрийцев сасанид-ского периода и первых веков ислама
обозначались надгробные соору-
202
жения, служившие местом окончательного
упокоения костей умершего"... род мавзолея для оссуариев»
[Борисов А.Я., с. 302, 303].
[греч. i/otfc]: 1) жилище (богов), храм... ,
— Plat.; 2) (= отусбс) святилище храма... , — Her.; 3) ящик в виде храма для
изображения богов..., — Her. [ДГРС, с. 1120].
НЕКРОЛАТРИЯ, СМ. также КУЛЬТ МЕРТВЫХ
Некролатрия [греч. i/екрос — "мертвый" + XarpeLa — "почитание",
"культ"] — обожествление мертвых,
распространенное почти во всех религиях, а в некоторых составляющее главное
содержание [Атеист,
ел., с. 323, 324].
НЕКРОЛОГ
Некролог [греч. i/екрбс — "мертвый" + Хбуос — "слово";
англ. obituary; франц. necrologie; нем. Nekrolog,
Nachruf] — статья по поводу чьей-либо смерти, содержащая сведения о жизни и
деятельности умер
шего [НЭ, с. 256].
НЕКРОЛОГИЯ. НЕКРОЛОГИЧЕСКИЙ ЦИКЛ
Некрология[ ( греч. i/екрбс — "мертвый" + Хбуос —
"знание"]. I — : 1) мертвый, умерший, павший, —
Soph., Find., Plut, NT; 2) полный мертвецов (Аид), — Anth. II — i/екрбс: 1)
мертвое тело, труп, — Her.; 2)
мертвец, покойник, — Нот.; 3) убитый, павший, — Polyb. ...[ДГРС, с. 1125].
Некрология' — совокупность традиционных
знаний (представлений) о смерти и о формах и способах
обращения с умершими.
Некрология2 — раздел танатологии, изучающий эту область
человеческой деятельности.
Некрологический цикл включает в себя все действия, связанные с
посмертным обращением, и
распадается на три относительно самостоятельные и в то же время взаимосвязанные
стадии, которые
могут проходить как последовательно, так и одновременно.
На первой (птоматологической) стадии
проводится ряд предваряющих операций, ориентированных в
основном на тело умершего и следующих либо по пути трупосохранения, либо по
пути трупоуничтоже-
ния.
На второй (тафологической) стадии проводится
ряд завершаю-ШИХ операций, ориентированных в
основном на создание (окончательное завершение) погребального/экспонационного
комплекса во всей