Жизнь и Смерть (Биос и Танатос) — первое и
вечное, действительное и мнимое противостояние Сущего в Природе;
к этой изначальной оппозиции присоединяется и третий член «Жизнь после Смерти».
Это троичное
противопоставление проявляется в социально-идеологической сфере человеческой
деятельности — прежде всего в
способах обращения с умершими и в представлениях о потустороннем мире.
Проблемам некрологии и посвящена книга
Ю.А.Смирнова, в которой дается систематизация и классификация
обширного тафологического материала от древности до наших дней.
Особый интерес представляют сакральные тексты
и описания похоронных обычаев разных народов, а также
«Материалы к понятийно-терминологическому словарю-справочнику»
Убив Авеля, Каин не знал, как быть с телом;
тогда Бог послал ему двух «чистых птиц», одна из которых, убив
другую, зарыла труп в землю, — Каин последовал ее примеру.
ТАНУМА
Я был совершенно убежден, что общий,
основанный на трансформациях тип проходит через все органические су
щества и что его хорошо можно наблюдать во всех частях на некотором среднем
разрезе.
Гёте (цит. по: Пропп В.Я. Морфология сказки,
с. 23)
ВВЕДЕНИЕ
КОСМОС -ХАОС - КОСМОС
Жизнь и Смерть (Биос и Танатос) — первое и
вечное, действительное и мнимое противостояние всего
сущего в Природе.
Человеческим мышлением создается третий член
этой изначальной оппозиции: «Жизнь после
Смерти»1.
Это — теперь уже троичное —
противопоставление обнаруживает себя прежде всего в социально
идеологической сфере человеческой деятельности, проявляясь одновременно в двух
направлениях.
Первое находит отражение в возникновении различных форм и способов обращения с
телом умершего;
второе — в открытии (построении) ПОТУСТОРОННЕГО МИРА — одной из самых ранних и
самых
фундаментальных космологических моделей.
Первое направление, проявившееся в
многообразных формах «культа черепа и нижней челюсти»,
археологически зафиксировано уже в эпоху нижнего палеолита2, а в
виде преднамеренных
человеческих погребений — в среднем палеолите . Совместно эти направления
этнологически
фиксируются в самых разнообразных формах «культа мертвых», «культа
предков», «культа вождей и
героев» (и соответствующих им вариантах «загробного существования») как у
первобытных, так и у
цивилизованных народов, т.е. на всех уровнях сознания (мифологическом,
историческом и
естественнонаучном), что хорошо прослеживается по устным и письменным
источникам4.
В новое и новейшее время «извечная» оппозиция
—жизнь-смерть — выражается со всей
очевидностью в сфере науки, проявляясь в существовании двух магистральных
направлений в
изучении живой природы: а) в биологии (совокупности наук о жизни); б) в
танатологии (учении о смерти,
ее причинах, механизмах и признаках). Из последнего ясно, что в поле зрения
танатологии (в
медицинском значении термина) не попадают вопросы «посмертного существования» и
за ее пределы
по
необходимости выходят лишь три специальных
(«экзотанатологических», по сути биологических)
направления:
1) реаниматология,
прерывающая начало необратимых процессов, ввергающих живой организм в
состояние клинической смерти (в настоящее время реаниматология включается в
состав
экспериментальной танатологии);
2) патологическая анатомия,
объектом исследований которой являются останки умерших во всем
многообразии их состояний;
3) палеонтология и
палеоантропология, предмет изучения которых — история развития жизни на
земле, а объект изучения — остатки ископаемых людей, животных и растений.
Однако в XX в. ив сфере естественных наук, и
в сфере наук общественных стали появляться особые
разделы исследований, объектом рассмотрения которых оказался, в частности,
период посмертного су
ществования погибших организмов. Предметом изучения здесь явились
закономерности процессов
образования естественных захоронений (область тафономии; от греч. тАфск
— "погребение" и i/бцос
— "закон") и захоронений
искусственных (область тафологии; от греч. тафос — "погребение",
"похороны" и Хбуос — "знание", "учение"), а также
предшествующих захоронениям и следующих за
ними изменений, происходящих в исходных органических и неорганических
структурах.
В то же время в
социально-идеологической сфере продолжала фигурировать троичная модель,
имеющая два основных варианта: 1) Жизнь — Смерть — Жизнь (последняя как
продолжение земного
существования) и 2) Рождение — Смерть — Рождение (как возрождение или перерождение)5.
Если в самом общем виде, на уровне
социально-идеологической практики, смерть осознается: а — как
окончательное прекращение земного существования; б — как перерыв в земном
существовании, но с
последующим его продолжением в «царстве мертвых»; в — как переход (временный,
постоянный) к
иным (так сказать, «неземным») формам существования или к возрождению на земле
(реинкарнация,
метемпсихоз), то все посмертные действия членов социума, обычно называемые
похоронными
обрядами, направлены: а — на продление «земного» существования (мемориальный
аспект); б — на
обеспечение посмертного («загробного») существования; в — на осуществление
перехода в иное