перезахораниваются или переносятся, например,
в культовое либо жилое помещение, где под
вергаются выставлению. Кроме того, каждому из описанных действий может
подвергаться не все тело,
а отдельные его части.
Птоматологические операции, в результате
которых происходит частичное расчленение тела умершего или как вариант
изъятие из него внутренних органов, могут на стадии завершающих действий
приводить к двум видам обращения: 1)к
сосредоточению вычлененных органов в одном месте (например, там же, где мумия),
как в одном «резервуаре», так и в
нескольких ; 2) к рассредоточению вычлененных органов (обряд парцелляции), т.е.
к размещению отдельных частей птомы
(внутренних или внешних) в нескольких местах, в разных типах погребений
(например, при захоронениях Григория
Александровича Потёмкина-Таврического, Барклая-де-Толли, Фредерика Шопена,
Дэниэла О'Коннела и других известных
деятелей) или же в разных видах выставлений (например, у некоторых народов
Африки с развитым институтом культа
предков часть костей, а также волосы, ногти и пр. сохраняются непогребенными в
особых стационарных постройках или
переносных вместилищах («реликвариях»), см., напр., [Кара-Мурза А.А., с. 111;
Львова Э.С., с. 284]).
Как погребение, так и выставление может
носить и промежуточный характер, т.е. непосредственно
входить в цикл предваряющих обрядовых действий в качестве возможных способов
обращения с телом
умершего, например временное погребение тела умершего в земле или в воде
с целью освобождения
его костей от мягких тканей и последующее их выставление2’
или, наоборот, временное выставление
тела умершего на воздухе с целью освобождения его костей от мягких тканей и
последующее их
погребение (птоматомические площадки или экскарнационные помосты известны
у многих народов; см.
ниже).
Помимо этого, а порой и одновременно с этим,
происходят самые разнообразные акции, направленные,
во-первых, на создание и/или отбор компонентов, призванных стать частью
погребального комплекса29,
а именно устраивается заново или преобразуется и подготавливается погребальное
сооружение,
формируется посмертный (погребальный) инвентарь и т.д., и, во-вторых, на
подготовку живых к
проведению установленных обрядов, связанных с погребением и происходящих до
погребения, в ходе
его и после погребения.
Последующие обрядовые действия, происходящие
после завершения погребения, т.е. после
«замыкания», «запирания» погребального сооружения (иногда это действие носит
многократный
характер), если они предусмотрены традицией или проводятся по личной инициативе
близких
покойного, связаны с рядом ритуальных (сакрально окрашенных) и/или обыденных
(десакрапизованных) актов, обычно направленных на обеспечение «посмертного» (в
расширительном
понимании) существования умершего, хранение его погребального и/или ме-
26
мориального сооружения и сохранение о нем
социальной (в широком значении понятия) памяти. Все
действия могут носить временный характер, т.е. проводиться до окончания срока
траура и прочих
предписанных традицией акций (постов, поминок, заупокойных служб, могильных и
храмовых
приношений и пр.), а могут быть и сравнительно постоянными, т.е. проводиться
вплоть до исчезновения
самих носителей памяти об умершем30. Последующие обрядовые действия
бывают регулярными и
нерегулярными, последовательными и непоследовательными.
Поддерживание «посмертного» существования
может проходить в таких формах, которые требуют
непосредственного соприкосновения с умершим или его останками (например, в
случаях сочетания
погребения с выставлением — традиционное перебирание костей родственников,
хранящихся в
персональных «сейфах-оссуариях», наблюдавшееся еще в середине XX в. в домах
Испании и
Португалии; по устному сообщению Э.Резенда), и, конечно же, в случаях «чистого»
выставления —
кормление и иные виды общения с мумифицированным покойником — родственником,
вождем24. Но это
может происходить и без непосредственного контакта в двух, иногда дополняющих
друг друга формах:
а) через посредника, каковым может быть священнослужитель, некромант (дочь
знаменитого греческого
прорицателя Тиресия — Манто; аэндорская волшебница, вызывавшая для Саула тень
Самуила, и тому
подобные медиаторы), или б) через посредство погребального и/или мемориального
сооружения и
вообще всего того, что может являться символическим представителем умершего, —
от изображения
покойного до его личных вещей, жилища и т.д., вплоть до соименности (наречение
новорожденного
именем только что умершего или готового к перерождению родственника) и
сопричастности (например,
музеефикация жилища, обстановки и других атрибутов, современных какому-нибудь
умершему, но ему
не принадлежащих). Такой опосредованный контакт может осуществляться
самостоятельно
«носителями памяти», но может иметь и вдвойне опосредованный характер, т.е.
опять-таки
осуществляться через медиаторов: служителей культа, смотрителей
кладбищ(например, «королевских
могил» у лунда (Западная Экваториальная Африка) [Львова Э.С., с. 289]; ср. с
экскурсоводами по
«историческим кладбищам» Москвы и Петербурга), хранителей паноптикумов и музеев
и других лиц,
причастных к культу мертвых (предков, культурных героев) во всех существовавших
и существующих
формах.
На этой стадии бытуют также и «превращенные»
формы последующих действий, связанные с
распространением на останки умершего «интересов» магии и религии31,
криминалистики, археологии,
антропологии, этнографии, кладоискательства и пр. и происходящие с полным или
частичным
нарушением структур погребального комплекса и вос-созданием/невоссозданием
прежней структуры
современниками или потомками умершего (последнее относится как к нарушению, так
и к
восстановлению; например, троекратное восстановление родовой усыпальницы бояр
Романовых в
Новоспасском монастыре Москвы, подвергавшейся ограблению и осквернению в
Смутное время, при
нашествии Наполеона и при советской власти)32.
К «превращенным» формам последующих действий,
по всей вероятности, можно отнести и