погребального комплекса, но не несущий
функций погребального сооружения или же находящийся
за его пределами, но имеющий непосредственное отношение к посмертному
обращению.
Следует различать общие дополнительные
структуры, ассоциирующиеся с погребальным памятником (например,
вал, возведенный вокруг могильника, кладбищенская церковь и пр.), и частные
дополнительные структуры,
непосредственно связанные с отдельными погребальными комплексами (например,
надгробный монумент, канавка
(деревянная рама) вокруг могильной ямы, вспомогательная камера с инвентарем и
пр.).
Дополнительные структуры делятся на три типа:
1) птоматомическая
дополнительная структура (кремационная площадка, экскарнационный
помост (котел), бальзамировочный стол и т.п.);
2) тафологическая дополнительная
структура (вспомогательная камера — отсек, тайник,
закладная яма, — ограждение, пере(по)крытие (сень), подъезд, дорога и пр.);
3) мнемологическая
дополнительная структура (надгробный памятник, мемориальный комплекс —
заупокойный храм, дом-музей, алтарь и т.п.).
В зависимости от степени удаления
дополнительной структуры от останков погребенного и/или
тесноты связи с погребальным сооружением дополнительные структуры делятся на
четыре
подтипа: а) с о-провождающая дополнительная структура; Сопутствующая
дополнительная
структура; в) сопредельная дополнительная структура; г) сопричастная
дополнительная структура
(подробнее см. гл. 4 «Погребальный комплекс»).
Основываясь на функциях (фактических — там,
где они известны, и формальных — где
определение затруднительно), все дополнительные (некрологические) структуры
можно разделить
на три основные категории: культовые, прикладные и танатологические.
77
Культовые, в свою очередь, делятся на
обрядовые и знаковые. Обрядовые выполняют в основном три
функции: 1) жертвенную, 2) очистительную и 3) охранительную — и обычно
представлены всякого рода
сооружениями типа: «(заупокойный) храм» («жертвенник»), «водоем», «ограждение»,
«покрытие».
Знаковые выполняют меморативную функцию и обычно представлены сооружениями типа
«надгробие» и «мемориал» (см. табл. 12).
Следует подчеркнуть, что, во-первых, в
понятие «мемориал» не входят комплексы, содержащие погребения и/или
выставления (это либо чистые кенотафы, либо структуры типа «музей»), а
во-вторых, в; зависимости от характера
мемориального комплекса к нему может примыкать и целая организация — от
обслуживающего персонала до
научного коллектива.
Прикладные структуры играют в основном
вспомогательную роль, и их функции делятся на:
коммуникационную, которую выполняют пути сообщения (типа «восходящая дорога» от
нижнего храма
к верхнему — Древний Египет) и средства передвижения (доставки) типа
«погребальная колесница» и
т.п.; ремесленную, которую выполняют различные предприятия и мастерские
(гончарные, гранильные,
столярные, швейные, цветочные и пр.), обслуживающие эту сферу человеческой
деятельности;
торговую, которую представляют магазины похоронных принадлежностей и подобные
торговые
заведения; складскую, которую осуществляют всякого рода хранилища похоронного
инвентаря и гото
вых изделий, склады и т.п. (в том числе и вспомогательные погребальные камеры,
содержащие только
погребальный инвентарь, тайники с инвентарем в погребальных сооружениях и пр.);
бытовую,
включающую в себя различные жилые, кухонные, сторожевые, подсобные и подобные
им помещения.
Нужно иметь в виду, что коммуникационная
структура (как, впрочем, и складская) может иметь не только
прикладную, но и культовую функцию, например, знаковый (церемониальный)
характер дорог в «Долине царей», ве
дущих к минским (1368—1644) и циньским (III в. до н.э.) усыпальницам, лестницы
сталинградского и московского
Мемориалов Победы и подобных комплексов.
Сферы приложения танатологических структур (в
самом общем плане, на мегаструктурном уровне)
условно расходятся в трех направлениях:
1) птоматологическом,
включающем структуры и организации типа: «анатомический театр»,
«бальзамарий» (бальзамировочные мастерские Древнего Египта и институты
(«Институт Ленина» при
Мавзолее) и т.п.), «крематорий», «морг», «экскарнарий» (дахмы зороастрийцев и
др.);
2) тафо-мнемологическом,
идущем практически параллельно первому и включающем структуры и
организации типа: «колумбарий», «музей» (музей-квартира, музей памяти (павших,
жертв репрессий) и
подобные им мемориалы), «мумиарий» (пещеры Киево-Печерской лавры, «Зал
инкарнаций в Лхасе»,
дома мертвых, современные мавзолеи и др.), «некрополь», «остеотека» (наусы,
астоданы и т.п.);
3) некрологическом, куда
включаются различные общественные институты, связанные с проблемами
смерти и посмертного обращения, а
78
именно: религиозные союзы и братства;
профессиональные корпорации (могильщики, обмывальщики,
кремировщики и т.п.); социальные организации (похоронные бюро, медицинские
учреждения —
хосписы, реанимационные отделения и др.); дома престарелых; страховые компании;
научно
исследовательские центры и лаборатории (см. табл. 13).
Таким образом, птоматологические
мегаструктуры обеспечивают исполнение цикла предваряющих
операций, принятых той или иной традицией; тафо-мнемологические — исполнение
завершающих и
последующих действий, направленных на сохранение останков умерших и сбережение
памяти об
усопших; а некрологические обеспечивают равновесие между жизнью и смертью
(живыми и мертвыми)
на религиозном, профессиональном, социальном и научно-исследовательском
уровнях.