Смирнов Ю.А. Лабиринт: Морфология преднамеренного погребения. Исследование, тексты, словарь.
 
На главную
 
 
 
 
 
 
 
Предыдущая все страницы
Следующая  
Смирнов Ю.А.
Лабиринт: Морфология преднамеренного погребения.
Исследование, тексты, словарь.
стр. 192

— участвовать в похоронах. Например, элевсинским жрецам нельзя было посещать дом, в котором
находился умерший, могилы и погребальные трапезы. Такие же ограничения налагались и на служи
тельниц Деметры на о-ве Косе [Garlan R., р. 45]. Лица, участвовавшие в похоронах, не имели права
приносить жертвы богам» [Семина К.А.,с. 100—101].

Схожие запреты были заповеданы и Израилю: 21 . (1) И СКАЗАЛ БОГ, ОБРАЩАЯСЬ К МОШЕ: «СКАЖИ КОГЕНАМ,
СЫНАМ АГАРОНА, И СКАЖИ ИМ: НИ-

90

КТО ИЗ НИХ ДА НЕ ОСКВЕРНИТСЯ ПРИКОСНОВЕНИЕМ К УМЕРШИМ ИЗ НАРОДА СВОЕГО. (2) ТОЛЬКО БЛИЖАЙШИМ
РОДСТВЕННИКОМ СВОИМ: МАТЕРЬЮ СВОЕЙ И ОТЦОМ СВОИМ, СЫНОМ СВОИМ И ДОЧЕРЬЮ СВОЕЙ, И БРАТОМ
СВОИМ, (3) И СЕСТРОЙ СВОЕЙ, ДЕВИЦЕЙ, БЛИЗКОЙ К НЕМУ, НЕ БЫВШЕЙ ЗАМУЖЕМ, МОЖНО ЕМУ
ОСКВЕРНИТЬСЯ... (10) КОГЕН ЖЕ ВЫСШИЙ ИЗ БРАТЬЕВ СВОИХ, НА ГОЛОВУ КОТОРОГО ВОЗЛИТО МАСЛО ДЛЯ
ПОМАЗАНИЯ И КОТОРЫЙ УПОЛНОМОЧЕН ОБЛАЧАТЬСЯ В ОДЕЖДЫ ДЛЯ СЛУЖЕНИЯ, - ВОЛОС ГОЛОВЫ СВОЕЙ ДА
НЕ РАСТРЕПЛЕТ И ОДЕЖД СВОИХ ДА НЕ РАСПАРЫВАЕТ... (11) И НИ К КАКОМУ УМЕРШЕМУ НЕ ДОЛЖЕН ОН
ПОДХОДИТЬ, ДАЖЕ ОТЦОМ СВОИМ И МАТЕРЬЮ СВОЕЙ НЕ ДОЛЖЕН ОН ОСКВЕРНЯТЬ СЕБЯ» [ВАИКРА 21 Эмор].

(Ср. также наставления одного из малых пророков [Агг. 2: 13].)

Подобные запреты, связанные со смертью (как, впрочем, и с рождением) и ведущие к ритуальной
нечистоте, хорошо известны и у индоевропейцев, в частности содержатся в брахманистских
дхармашастрах — сборниках предписаний о правилах поведения (например, в «Законах Ману»; II в. до
н.э. — I в н.э. [ЗАКОНЫ МАНУ. V: 58, 59, 61, 62, 64, 65, 67— 85, 103]).

Возможно, наиболее детальные указания на различного рода предохранительные меры, призванные
нейтрализовать оскверняющие свойства трупа, содержатся в Вендидаде (Видевдате) Авесты (1-я
половина I тыс. до н.э.) — собрании предписаний о правилах поведения и ритуального очищения для
верующего, касающихся в основном отношений к смерти и мертвому телу [Wolff F.; Darmesteter J.].

В той же части предпохоронных, похоронных и постпохоронных обрядов, которые обычно обозначаются
как «траур», несмотря на кажущееся их этнокультурное разнообразие, по мысли Л.Я.Штернберга, ино
гда наблюдается не только обилие одинаковых черт, но порой и полное их сходство.

Траур (от нем. trauern — "горевать", "оплакивать") — форма внешнего выражения горя, вызванного
утратой близкого существа, общественным бедствием, смертью крупного государственного или обще
ственного деятеля. Замечательно почти полное тождество траурных обычаев у народов самых
различных рас, географически отдаленных друг от друга и весьма несходных в культурном отношении.
Почти универсальны такие обычаи, как ношение одежды особого цвета или особых нашивок (плерезы)
на ней (в Европе — черный, в Китае — белый, в Турции — синий или фиолетовый, в Египте — желтый,
в древней Эфиопии — серо-землистый и т.д.); раздирание одежды, отрезание волос (Геродотовы
скифы [Геродот. IV: 71], Гомеровы греки, евреи, фиджийцы, тасманийцы, гунны, албанцы, гавасы и т.д.;
египтяне — выбривание ресниц); отращивание волос и бороды (Геродотовы египтяне [Геродот. II: 36]);
самоизувечения всех видов (жители о-вов Тонга, например, наносят себе раны в голову и режут тело
ножами, раковинами и т.п.; на о-ве Фиджи после смерти одного вождя приказано было отрезать сто
пальцев; по смерти царя скифы отрезают кусок своего уха, делают кругом надрез на руке,
расцарапывают лоб и нос и прокалывают левую руку стрелами [Геродот. IV: 71]); нанесение себе ран
(библейский запрет: «Вы не должны делать никаких разрезов на вашей плоти ради покойников, ни
запечатлевать знаки на себе» («Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на
себе письмен»

91

[Левит. 19: 28]. — /О.С.) свидетельствует о широком распространении этого обычая); посты
(полинезийцы, древние египтяне, евреи; ср. пост Давида по поводу смерти Саула и Ионафана);
самоубийства, громкие причитания и восхваления покойника; периодичность траура, очищение от
траура (например, уничтожение траурной одежды неграми Золотого Берега; после похорон скифы
сперва умащают и затем промывают голову, а тело очищают в паровой бане [Геродот. IV: 73]).

О трауре, вернее, о цветовой символике смерти у ранних индоевропейцев см., например, [Клейн Л.С., с. 78, 79].

Множество табу связано с трауром (у полинезийцев, к примеру, запрещались приготовление пищи,
зажигание огня, выход из дома, произведение шума; то же и у евреев XIX — начала XX в.: первый
восьмидневный траур сопровождался абсолютным запретом выхода из дома, обязательным сидением
на полу, прекращением всякой работы, запрещалось умываться, стричь волосы и ногти).

Ср.: «Вы — сыны Господа, Бога вашего; не делайте нарезов на теле вашем и не выстригайте волос над глазами
вашими по умершему» [Второзаконие. 14:1]. Согласно Плутарху, схожие запреты установил и афинский архонт (с
594 г. до н.э.) Солон [Плутарх. Солон и Попликола: 21]. Запрет на самоистязание во время похорон содержится и в
раннем римском праве (V в. до н.э.) [ЗАКОНЫ XII ТАБЛИЦ. X: 4], да и в законах «сакрального права» многих других
народов.

Человеческие жертвоприношения — существовали у греков, римлян, германцев, персов и у
монголов времен Марко Поло; у племени вадо, например, вождь хоронится вместе с невольником
и невольницей, а дагомейский король (как и недавние правители государств фон, бини, йоруба и
бабука [Оля Б., с. 110, 111]. — Ю.С.) — с сотнями жен, евнухов, певцов, барабанщиков и солдат;
кроме того, его периодически продолжают снабжать новыми слугами, устраивая кровавые
поминки; каждый день убивается военнопленный, который посылается с донесениями к покойнику
от короля и т.п. [Штернберг Л.Я., с. 204—206]. (Текст Л.Я.Штернберга дан в сокращенном и
несколько видоизмененном варианте, дополнен некоторыми примерами, курсив мой. — Ю.С.)

26 В конкретных ситуациях прохождение этих стадий может осуществляться как последовательно,
так и одновременно.





Предыдущая Начало Следующая  
 
 

Новости