Обе пирамиды полностью разграблены,
исключение — один из шести (?) подземных «доков» (одна из
«сопредельных дополнительных структур») у пирамиды Хуфу, в котором найдена
разобранная на
составные части «солнечная ладья фараона» [Дженкинс Н.].
54 По расчетам Флиндерса Питри [Замаровский В., с.
299—300], сведения, приводимые Геродотом о
временных и человеческих ресурсах, затраченных на строительство пирамиды Хуфу
(умершего за два
тысячелетия до написания Геродотом своей «Истории»), могут вполне соответствовать
действительности. По сообщению Сыма Цяня (жившего всего на столетие позднее
Шихуана),
усыпальница «Желтого императора» строилась или 36 лет (если считать началом
строительства его
приход к власти), или 11 лет (если вести отсчет от момента объединения страны и
получения им титула
императора Поднебесной).
55 Однако, как уже было показано, схема построения
погребального комплекса всегда одинакова.
Первоначально в обоих случаях был пред-
4* 99
ставлен, видимо, полный набор составляющих
«системы»: 1) погребальное сооружение (пирамида и
усыпальница); 2) останки погребенного;
3) посмертный инвентарь (в
случае Цинь Шихуана обнаружен пока только «сопредельный» инвентарь,
находящийся хотя и довольно далеко (1225 м) от усыпальницы, в сопредельной же
дополнительной
структуре, но, очевидно, в границах колоссального погребального комплекса);
4) дополнительные
(некрологические) структуры, «сопредельные» в случае Хуфу: а) два заупокойных
храма, «храм солнца», расположенный рядом с «нижним» храмом; б) «великий
сфинкс»; в) шесть сухих
доков; г) дороги; д) дома; е) стены и пр.; «сопредельная"» в случае
Шихуана — помещение для
терракотовой гвардии и «сопричастная» — заупокойный храм Цинь Шихуана,
по-видимому (учитывая
тайный характер погребения), находящийся вдали от самого погребального
комплекса.
5‘ Ср. также добровольное восхождение (обряд сати в «комплексе
соумирания» — сахамарана [Клейн
Л.С., с. 80 и ел.]) на погребальный костер вдовы умершего в Индии [Гусева Н.Р.,
с. 142—150; Пандей
Р.Б., с. 200—202].
Ср. с обычаем, зафиксированным и греческой
мифологической традицией: 1) «...у Идаса была дочь Клеопатра от
Марпессы, вышедшая замуж за Мелеагра. Автор же эпоса „Киприи" говорит, что
женою Протесилая... была По-
лидора, которую он называет дочерью Мелеагра, сына Ойнея. Если это правда, то
все эти три женщины, начиная с
Марпессы, убили сами себя, так как их мужья умерли раньше их» [Павсаний IV. 2.
7]. 2) «В запылавший костер, на
котором сжигалось тело Канапея, кинулась жена его Эвадна, дочь Ифия, и сгорела
вместе с телом своего супруга»
[Аполлодор. Ill: 7,1]. О таких же обычаях, распространенных у многих народов,
пишет и Л.Я.Штернберг: «В Мексике и
древнем Перу во времена покорения их европейцами жены сжигались живыми вместе
со своим покойным мужем.
Этот обычай существовал и у современных племен Африки и Австралии (Новая
Зеландия и о-ва Дружбы), в Индии,
особенно у касты браминов... » [Штернберг Л.Я., с. 331].
57 Разве что во времена I династии [Коростовцев М.А., с. 172, 173].
51 Все это, конечно, следует принимать с поправкой на имущественный и/или
социальный статус
погребенного, на конкретный культурный контекст.
51 Например, весло, установленное на могиле гребца в качестве надгробного
памятника:
«Бросивши труп мой со всеми моими
доспехами в пламень, Холм гробовой надо мною насыпьте близ моря седого; В
памятный знак же о гибели мужа для поздних потомков В землю на холме моем то
весло водрузите, которым Некогда в
жизни, ваш верный товарищ, я волны тревожил» — Так говорил Ельпенор... [Гомер.
Од. XI: 75—79.].
Или воинские доспехи — на могиле норвежского
правителя: «Тело Сверрира конунга с большой
пышностью пронесли вниз к церкви Христа. Открыли каменную стену, идущую снаружи
от алтаря... и
положили туда тело конунга. Затем стену замуровали и прибили туда медную доску,
а на ней золотыми
буквами написали стихи... Там же к стене при-
100
крепили полотнище драгоценной материи, а
рядом повесили его знамя, а также его щит, меч и стальной
шлем» [сага о сверрире. 182] (ср. со
знаменами и другими трофеями на саркофаге Петра I и над ним
[Крупова Р.Е., Лурье Л.Я., с. 222]).
Ср. также аналогичные надгробия на
российско-советских кладбищах: якоря — на могилах моряков, пропеллеры —
на могилах летчиков и т.п., или шесты с охотничьими трофеями — над могилами
оромо (Юго-Зал. Эфиопия)
[Кобищанов Ю.М., с. 321], или знаки прижизненного ремесла погребенного — на
надгробных стелах римской Галлии
[Арьес Ф., с. 192] и еврейской диаспоры XIX в. [ГоберманД., рис.252], или
мужские намогильные знаки айнов,
«вырезанные в виде копья — боевого оружия и охотничьего орудия мужчины»
[Спеваковский А. Б., с. 150]; по
сообщению Л.Я.Штернберга, «айны ставят на могилах огромные деревянные
фаллосы...» [Штернберг Л.Я., с. 211],
впрочем, быть может, тут и нет никакого «разнопрочтения»...
•° Известны колумбарии двух типов: 1)
открытого, в котором ниши с урнами остаются незамурованными,
и 2) закрытого типа. Возможно и сочетание обоих типов в одном комплексе
(например, Памфильский ко
лумбарий в Риме [СА, с. 279, 280] или на некоторых христианских кладбищах
[Rahtz Ph., p. 129]).
В строгом смысле слова архетипа два: углубление
и возвышение. «Ниша», представляющая собой
углубление в стене и таким образом — сочетание вышеозначенных архетипов,
самостоятельным
архетипом не является. Но поскольку в исследовательской практике такого рода
сооружения (так
называемые гробницы со входом: галерейно-камерная, трансептно-галерейная,
купольная с дромосом,
яма с подбоем, катакомба и пр.) всегда выделяются в особый тип, постольку и автору,
в общем,
приходится следовать устоявшейся традиции, а именно выделять на уровне архетипа
погребальные
сооружения, имеющие относительно обособленный вход: наклонно (пандус),
вертикально и/или гори
зонтально направленный (шахта, дромос и пр.) — или же привходную часть (дворик,
портик, входное