проем, лаз и т.п.), в то время как
погребальные сооружения, предназначенные дли одноактных
захоронений, независимо от того, имеют ли они морфологически выраженный
(впрочем, иногда
ложный) вход (входная яма, входной колодец и пр.), но закрытый (заполненный,
замурованный,
запечатанный, запаянный и пр.), являются сооружениями закрытого типа. Часто
такого типа (коридорно
камерные) сооружения создаются в тех случаях, когда погребение готовится
заблаговременно и/или
устроители погребения стараются обособить тело умершего (погребальную камеру)
от входной части.
Впрочем, идея обособления (отделения) погребальной камеры от входа (естественно
существующего в
момент совершения захоронения) с помощью всякого рода перекрытий (закладов и
пр.) присутствует и
во всех типах камерных гробниц.
Погребальные сооружения типа «гробницы со
входом» (склепы, домики мертвых и т.п.) при
определенных "условиях (например, возникновение новой формы обряда) могут
легко изменить свою
функцию — в них вместо погребений начинают совершаться выставления или же
выставления в
сочетании с погребениями — мавзолеи Ленина, Мао Цзэдуна и др.
69 Гомер, возможно желая подчеркнуть (обозначить)
разницу в погребальных обрядах греков и
троянцев, сообщает (а Гнедич точно передает), что «прах» Патрокла после
сожжения (и перед
захоронением) был собран в «чашу» ( (J ) idXr|) [Гомер. Ил. XXIII: 243], а
«прах» Гектора — в
«ковчег» (\dpvaf) [Гомер. Ил. XXIV: 795].
70 Головная пелена — «плат» (слав, «сударь»).
«Сударь—плат, пелена (Иоан. 20:7). В Деян.19:12
называется "главотяж" — т.е. полотенце для обвязывания головы» [КСЦС,
с. 68].
71 «И Радимичи, и Вятичи, и Северъ... Аще кто умиряше,
творяху трызну над ним, и посемъ
творяху кладу велику, и възложахутъ и на кла-
703
ду мертвеца, сожьжаху, а посем собравше кости
вложаху въ судину ма-лу и поставаху на столпе
на путех» [ЛАВРЕНТЬЕВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ, стб. 14].
«Они (атена — одно из атапаских племен. —
Ю.С.) сожигают трупы, собравши кости, завертывают в
чистые, недержаные ровдуги и в ящике хранят их на столбе...» [Врангель Ф.П., с.
54].
У осетин в пятницу, на шестой неделе Великого
поста «совершается особенный обряд сидения
мертвых (...). Исправив одежду и обувь мужа, вдова в присутствии родственников
и знакомых надевает
одежду покойника на крестообразную палку. Это чучело, изображающее покойника,
сажается на видное
место („ставят перед ним еду и питье, раскладывают вокруг любимые вещи
покойного" [ДоватурА.И. и
др., с. 314]). Вокруг него садятся, по обычаю, и прочие гости. По совершении
обычного поминания гости
остаются сидеть всю ночь и проводят время в воспоминаниях о покойном и в
рассказах о загробном
мире» [Миллер Всеволод, с. 481]; «В честь умершего пекут хлеб огромной
величины, какого одному
человеку хватило бы на месяц» [Доватур и др с. 314].
Еще более ярко это почитание (по сообщению
Палласа) выражено у остяков [ЛёббокДж., с. 241, 242]
или в несколько иных формах у гиляков: «Через несколько дней недалеко от места
сожжения ставится
на земле небольшой игрушечный домик (raf) с дверцей и окошечком. Внутри его
помещается кукла-
человек, одетая в шелк... Гиляки ставят в надгробный домик перья орла,
необходимые покойнику для
благополучного прибытия на тот свет» [Штернберг Л.Я., с. 49, 120].
В Полинезии, например, головы вождей
сохраняют в особых храмиках [Штернберг Л.Я., с. 340].
Вероятно, в особых помещениях часто находились и черепа умерших докерамического
Иерихона Б
[Антонова Е.В., с. 43—48]; впрочем, некоторые «моделированные» черепа этого
времени были
обнаружены под полом в привходной части жилых помещений в Бейсамуне [Cauvin J.
р. 130].
Здесь стоит сослаться и на отмеченную
И.М.Лурье традицию изготовления небольших деревянных
статуэток (вероятно, распространенную среди беднейших слоев населения Древнего
Египта) — куколок,
изображавших умершего (иногда помещавшихся в маленькие сарко-фажцы) и
закапывавшихся «около
входа в богатую могилу» [Лурье И.М., с. 93—94]. (Ср. со стремлением
средневекового европейского
населения быть похороненным в пределах церквей или близко к местам упокоения
святых [Арьес Ф., с.
93—110].)
«По истечении года кости покойника укладывали
на его любимую лошадь... а затем отвозили их к
могиле предков... Там кости скреплялись одна с другой шнурками и приводились в
первоначальное
положение. Скелет одевали в лучшее платье, украшали жемчугом и перьями и
помещали к прочим
трупам в четырехугольную яму...» [ДоватурА.И. и др., с. 313]. «Вероятно, для
скрепления скелета были
проделаны и обнаруженные отверстия в костях погребенного в Башадарском кургане
(саяжэ-алтайские
скифы. — Ю.С.)» [Семенов Вл.А., с. 140].
«Внутренности покойника погребали в особых
сосудах (кано-пах. — Ю.С., см. примеч. 27), но не в
гробах». (Комментарии 74—79 содержатся в «Примечаниях» переводчика
(Г.А.Стратановского) ко
Второй (Евтерпа) книге Геродота [Геродот, кн. 2, с. 512]).
104
75 Смирна (греч. алирш = \ivppa — мирра) — ароматическая камедь (смола)
аравийского мирта [ДГРС, с.
1488].
76 Кассия (Cinnamomum iners) — ароматическое и целебное
растение (дикая корица).
Камедь (егип. «коми») — смола растения Acacia
arabica L. 78 Кедровое масло при бальзамировании
предохраняло внутренности от гниения до введения щелочи.
79
Редьковое масло заменяет кедровое.