для погребения. Под влиянием подобного
обстоятельства и возник, как думают, обычай погребать
умерших в пределах города, причем первое городское римское кладбище относят к
619 г. Столетием
позже мощи многих мучеников переносят из катакомб в базилики города.
...Погребая своих умерших,
христиане ставили над их гробами памятники, не заботясь, впрочем, о пышности и
украшениях.
...Древнейшие надгробные памятники состояли из камней с надписью имени,
достоинства, времени
смерти усопшего и т.п.» [Христианство. Т. 1, с. 757].
«Кого считают недостойными церковного
погребения? Прежде всего, не верующих в Единого Бога, а также
отошедших от православия сектантов и раскольников. ...Не погребаются по обряду
Православной Церкви и не
поминаются некрещеные или неправильно крещенные младенцы. Лишаются
христианского погребения
умышленные самоубийцы. ...У католиков на Три-дентском соборе (собирался в
1545—1547, 1551—1552 и в 1562—
1563 гг. — Ю.С.) установлено правило, запрещающее погребать по церковному
обряду убитых на дуэли» [Страна
вечности, с. 14].
ИСЛАМ
СИРА*
Похороны Мухаммеда'. Когда наступила смерть,
никто не знал, как следует хоронить Пророка и
прежде всего как его обмывать. Согласно Ибн Хишаму, Аллах усыпил спорящих и
указал им на то,
чтобы одежда не была снята с Мухаммеда. Поэтому Пророка обмывали в той же
рубахе, в которой он
умер. В обмывании участвовали «Аббас, Али и другие родственники-мужчины»
[Панова В.Ф., Бахтин
Ю.Б., с. 484].
* Сира — "дорога",
"путь", "образ жизни" — особый жанр ранней мусульманской
историографии, жизнеописание
оснсвателя ислама Мухаммеда [ИЭС, с. 209].
120
Поверх омытого тела — в неснятой рубахе —
было надето три облачения: два (белых ) (неясного
покроя. — А/С.) и плащ из полосатой (йеменской ) ткани.
Спор о том, где хоронить Мухаммеда, был решен
Абу Бакром, напомнившим слова покойного о
том, что
все пророки были похоронены на тех местах,
где окончились их дни.
Далее решался вопрос о том, как хоронить
Мухаммада: так, как хоронят в Мекке, или так,как в Медине?
И было послано за двумя мединскими хаффарами (могильщиками)2, один
из которых копал по обычаю
мекканскому, а второй — по обычаю мединскому. И пришел (Абу Таль-ха ) — тот,
который копал так,
как копают в Медине (второго не нашли. —
А/С.), и выкопал ляхд3.
(Ниша могилы была выстлана катыфой4,
которой когда-то укрывался Пророк и которая хранилась в
его доме, что было сделано в соответствии с указанием самого Пророка:
«Выстелите для меня вот этим
плюшем могильную нишу, поскольку земля не должна властвовать над телами
пророков» ) (согласно
Ибн Касиру5).
( Необходимость в четвертом покрове
объяснялась и наличием в Медине солончаковых почв. )
Последнее прощание с Пророком было таким: с ним прощались сначала мужчины,
потом женщины и
уже потом дети. В комнате читались молитвы, и не было при чтении имама6.
«После захода солнца Мухаммед был погребен,
по настоянию Абу Бакра, на том месте, где стояло его
ложе» [Большаков О.Г., с. 191].
Тело Мухаммада положили в нишу могилы,
закопали ее и сровняли с полом (что было сделано в
соответствии с утверждением Абу Бакра о том, что Пророк Аллаха говорил:
«Проклят народ, который
поклоняется могилам пророков» [Панова В.Ф., Бахтин Ю.Б., с. 484]).
Рядом с Мухаммедом «впоследствии похоронили
(двух первых халифов. — Ю.С.) Абу Бакра (ум. в 634
г.) и Омара (ум. в 644 г.); предание говорит
о трех могилах, едва возвышавшихся над уровнем земли,
покрытых красным гравием. Ссылались на слова самого Мухаммеда, что хоронить
пророков в мечети
не следует; место погребения, однако, впоследствии вошло в состав мечети7,
и простые могилы были
заменены
Сира набавия — «Жизнеописание Пророка» или
Сират расул Аллах — «Жизнеописание посланника Аллаха». В
основе Сиры лежит текст Ибн Исхака (ум. ~ в 767 г.), который в уже сокращенном
виде — через Аль Бакаи (ум. в 799
г.) — был обработан и отредактирован Ибн Хишамом (ум. в 834 г.).
Приводимый текст представляет собой изложение
соответствующего раздела Сиры, почерпнутое в арабских
источниках и прокомментированное А.Б.Куде-линым, любезно согласившимся взять на
себя этот нелегкий труд, за
что автор бесконечно ему признателен.
Кроме того, отдельные моменты были введены в
данное изложение жизни Мухаммада на основе сведений Ибн
Касира (ум. в 1372(3) г.).
Те случаи, когда между авторами Сиры имеются
расхождения или кто-то из них дополняет другого, помечены "о".
Остальные пометки принадлежат А.Б.Куделину (далее — А.К.).
Существует немецкий перевод Сиры, созданный в
XIX в. и, к сожалению, оставшийся недоступным автору данной
работы [Ибн Хишам. Сира; Das Leben].
121
пышными гробницами. По рано возникшей
легенде, свободное место против могилы Мухаммеда
предназначено для Иисуса, которому суждено здесь окончить свои дни после
второго пришествия»
[Бартольд В.В., с. 103].
Дополнение (по Вашингтону Ирвингу):
Тело (Магомета. — Ю.С.), омытое и умащенное
благовониями, было завернуто в три покрова, два из которых были
белые, а третий — полосатый, из йеменской ткани. Все это было надушено амброй,
мускусом, алоэ и благовонными
травами, и затем тело его было выставлено публично и над ним прочитано 72
молитвы. л
Останки Пророка три дня оставались
непогребенными, как это требовалось по восточным обычаям. ...Могилу
Магомету вырыли в доме Айши, под той же самой постелью, на которой он умер.
Примечание: