108—111]) была установлена Иаковом на могиле
Рахили (Быт. 35: 20).
СТЕЛА АНТРОПОМОРФНАЯ, СМ. также
СТАТУЯ-МЕНГИР
Антропоморфные стелы [греч. dvOpumoc —
"человек" + цорфг| — "вид", "форма"] и стелы
[греч.
атт|Хг| — "столб"] — каменные или деревянные человекоподобные
изваяния. Имеют самое широкое
распространение по всему миру. Часто устанавливаются над погребениями. Каменные
(обычно
плитообразные) антропоморфные стелы иногда и, как правило, вторично
используются в качестве
могильных перекрытий и стенок каменных ящиков. Каменные изваяния появляются в
Северном
Причерноморье в эпоху ранней бронзы, а в Южной Сибири известны с эпохи неолита
(см., напр.,
[Формозов А.А., 1969, с. 150—212; Вадец-кая Э.Б. и др.; Эпоха бронзы лесной
полосы СССР]).
228
СТОЛБ (ШЕСТ) ПОГРЕБАЛЬНЫЙ (НАМОГИЛЬНЫЙ)
Столб (намогильный) [англ, grave pillar;
франц. poteau tombal] — устанавливавшийся на полу, в
центре погребальной камеры, находящейся под курганной насыпью, и возвышавшийся
над ней (напр., у
сибирских скифов, VI в. до н.э., — раскопки Н.А.Боковенко и автора; частично
опубликованы [Bokovenko
N.A.] — или в Синташте (Южное Приуралье) [Савинов Д.Г., 1994, с. 171, 175]).
СТОМИОН, см. ВХОД
СТУПА, СМ. также ДАГОБА
Ступа (палийск. тупа (тхупа), тиб. чортен,
монг. сувраг, яп. сутоба) [санскр. — "вершина", "верхушка"
("купол", "темя")] — вид памятного сооружения, восходящего
к могильным курганам. Первые восемь
ступ (точнее, десять, см. часть II, с. 135) связаны с погребением Будды...
Позднее стали возводить
ступы на месте сожжения... и в честь какого-нибудь события в истории буддизма.
В странах
современного буддизма ступы-реликварии часто возводятся на местах сожжения
высоких духовных
лиц. Иногда в них замуровывается не пепел, а само тело умершего,
мумифицированное с помощью
соли или прожаривания в масле... [Буддизм, с. 231—232].
СУБУРГАН, СМ. также ДАГОБА. СТУПА
Субурган [монг.] — в монгольской архитектуре
мемориальное сооружение, гробница лам, хранилище
реликвий; состоит из пьедестала, дарохранилища и шпиля [СЭС, с. 1294].
ТАНАТОЛОГИЯ
Танатология [ ( греч. Миатос —
"смерть" (олицетворение смерти — + Хбуое — "знание"].
(Танатос —
бог смерти, брат Сна, — Нот., сын Ночи, — Hes. OdvaToc 1) смерть, — Arst,
Horn., Plat., Plut., Soph.,
NT... 4) мертвец, труп, — Anth. [ДГРС, с. 769].)
Танатология — раздел медицины, изучающий
причины смерти, течение процесса умирания
(танатогенез [греч. OdvaToc + «уёЛеспс — "происхождение",
"развитие"]), изменения в тканях организма,
связанные с умиранием и смертью, а также вопросы врачебного вмешательства в
процесс умирания —
оживление организма (реанимация [лат. reanimatio]) и облегчение предсмертных
страданий больного
(эвтаназия [греч. ей — "хорошо" + Oaraaia]) [СИС, С. 486].
ТАФОЛОГИЯ.
ТАФОЛОГИЧЕСКАЯ СТАДИЯ НЕКРОЛОГИЧЕСКОГО
ЦИКЛА
Тафология [ ( греч. тафос —
"погребение" + Хбуос — "знание"]. I. тафос — 1) похороны,
погребение, —
Aesch., Horn., Thuc.; 2) место
229
погребения, гробница, могила, — Hes., Horn.,
Soph., Eur., Arst., NT [ДГРС, с. 1606].
Гафология1 — совокупность
традиционных знаний о формах и способах погребения/выставления тела
умершего или его птоматомирован-ных останков.
Гафология2 — раздел некрологии,
изучающий эту область человеческой деятельности.
Тафологичвская стадия некрологического цикла
является завершающим его этапом, приводящим к
окончательному погребению или выставлению тела умершего или его
птоматомированных останков.
ТАФОНОМИЯ
Тафономия [ ( греч. т6ф (х —
"погребение" + убцос — "закон"] — особое направление в
палеонтологии, предметом изучения которого являются закономерности процессов
образования и
существования естественных захоронений, в основном касающиеся остатков флоры и
фауны. Согласно
И.А.Ефремову [Ефремов И.А.], процесс непреднамеренного погребения следует
рассматривать как
переход органических остатков из биосферы в литосферу. Посмертное скопление
органических
остатков животных и растений, предшествующее захоронению, определяется как
танатоценоз [ ( греч.
OdvaToc — "смерть" + колбс — "общий",
"совместный"]; совокупность органических остатков в началь
ной стадии захоронения, до их минерализации, — как тафоценоэ [ (тс!фос —
"погребение" + koivoc —
"совместный", "общий"], а совокупность окаменевших остатков
ископаемых животных и/или растений в
конкретном местонахождении — как ориктоценоэ [ ( греч. бриктбс —
"ископаемый" + кои ) 6с — "общий",
"совместный"].
Тафономией человеческих остатков в
преднамеренных и непреднамеренных погребениях в отечественной науке
практически никто не занимался, в то время как за рубежом такие разработки уже
имеются [Watanabe N.; Berg S.u.a.;
Gifford D.; Binford L.R., Chuan Кип Но; Ricklan D.E.; Morel P.; Tobias P.V.;
Walker P.L.e.a.; Gargett R.H.]. У нас же
вопросы деструк-ции/фоссилизации человеческих костей лишь в первом приближении
обсуждались в
антропологической [Дебец Г.Ф.] и судебно-медицинской литературе [Рубежанский А.Ф.].
Что же касается сортировки
материала, то эту проблему, в первом приближении (и для эпохи палеолита),
пытался решить автор настоящей
работы, см. «Костные остатки ископаемых гоминидов и критерии оценки
преднамеренного характера погребения»
[Смирнов Ю.А., 1991, с. 30-53].
ТЕРМОФИКАЦИЯ - КОПЧЕНИЕ