для обычного зрения, другая для
ясновидения; два вида
силы: мышечная сила и несокрушимая сила души. Перечень
этих присущих телу пар можно продолжить.
В системах телесно-ориентированной
терапии, например в
методе Фельденкрайза, в Аюрведе и других направлениях,
считается, что у тела не пять органов чувств, а шесть. Тело
использует кожу и лежащие под ней ткани, чтобы
регистрировать все, что происходит вокруг. Как Розеттский
Камень* для тех, кто умеет читать его надписи, тело - живая
летопись подаренной жизни, отнятой жизни, ожидаемой
жизни, исцеленной жизни. Его ценят за способность четко
регистрировать мгновенные реакции, глубоко ощущать,
предчувствовать будущее.
* Черная базальтовая плита с надписью
на трех языках -
египетском иероглифическом, египетском денотическом
(разговорном) и древнегреческом, - обнаруженная в 1799 г
на берегу Розеттского рукава Нила. Благодаря его находке
были расшифрованы египетские иероглифы
Тело - создание многоязычное. Оно
изъясняется цветом и
температурой, румянцем узнавания, сиянием любви, пеплом
боли, жаром возбуждения, холодом неуверенности. Оно
изъясняется, чуть заметно пританцовывая, порой
покачиваясь, порой подрагивая, порой трепеща. Оно
изъясняется сердцебиением, упадком духа, пустотой под
ложечкой, взлетом надежды.
Тело помнит, кости помнят, суставы
помнят, даже мизинец
помнит. Память хранится в картинах и чувствах,
заключенных в самих клетках. Плоть - как впитавшая воду
губка: надавите, выжмите, даже просто дотроньтесь, и
воспоминания потекут ручьем.
Ограничивать красоту и ценность
тела чем-то меньшим, чем
это великолепие, - значит лишить тело его законного духа,
законного облика, законного восторга. Когда вас считают
уродливой или никчемной только потому, что ваша красота
не отвечает современной моде, это глубоко ранит
естественную радость - принадлежность к дикой природе.
У женщин есть все основания отвергнуть
психологические и
физические стандарты, которые травмируют дух и обрубают
взаимосвязь с дикой душой. Ясно, что инстинктивная
природа женщины куда больше ценит тело и дух за их
способность быть жизнерадостными, чуткими и
выносливыми, чем за внешнее соответствие каким бы то ни
было канонам. Это значит не отбросить то, что считается
красивым в той или иной культуре, а очертить более
широкий круг, объемлющий все виды красоты, формы и
функции.