крошечный мерцающий свет - хижина,
огонь, дом, приют, - и старик стремился к
этому мерцающему свету. Он добрался до
двери измученный, в полном изнеможении.
Огонек в его фонаре потух, и бедняга без
сил рухнул на пороге.
В доме жила старуха. Она сидела
у ярко
пылающего огня. Увидев старика, она
поспешила к нему, подняла и поднесла к
огню. Она обняла его, как мать обнимает
дитя. Держа его на руках, она стала качаться
в качалке. Так они и сидели - ветхий старик,
кожа да кости, и сильная старая женщина.
Она баюкала его и приговаривала:
"Ш-ш-ш,
все пройдет".
Так она баюкала его всю ночь, а
когда ночь
стала клониться к утру, он помолодел - то
был красивый юноша с золотыми волосами
и длинными стройными ногами. А старуха
все баюкала его: "Ш-ш-ш, все пройдет".
С наступлением утра юноша превратился
в
миловидное дитя с золотыми волосами,
заплетенными в косички.
В миг восхода старуха быстро вырвала
из
детской головки три волоса и бросила на
пол. Падая, они звенели: дзинь! дзинь!
дзинь!
Мальчик слез с ее колен и побежал
к двери.
На пороге он оглянулся на старуху,
ослепительно улыбнулся ей, а потом
повернулся и, взлетев на небо, превратился
в сверкающее утреннее солнце [19].
Ночью все выглядит по-другому, поэтому,
чтобы понять эту
сказку, нужно использовать ночное сознание - состояние, в
котором мы мгновенно настораживаемся на каждый скрип и
стук. Ночь - время, когда мы ближе к себе, ближе к тем
насущным мыслям и чувствам, которые не особенно
замечаем в дневные часы.
В мифах ночь - это мир Матери Нике,
женщины, которая
сотворила мир. Она же Старая Мать Дней, одна из старух,
которых зовут Жизнь и Смерть. Когда в сказке стоит ночь,
мы знаем: это значит, что мы в мире бессознательного. Св.
Иоанн Креста называл его "темная ночь души".* В этой
сказке ночь обозначает пору, когда энергия, которую
олицетворяет старик, становится все слабее. Это время,