называемые "собиратели сказок"
не понимают, что делают,
когда просят сказку из другого измерения или пытаются
использовать ее без благословения.
Архетип нас изменяет. Архетип наполняет
нас узнаваемой
целостностью, узнаваемой выносливостью, и если в
рассказчике не произошло перемены, значит, не было
верности, не было подлинного контакта с архетипом, не
было передачи, а был лишь механический пересказ или
корыстное использование в собственных целях. Передать
сказку - значит взять на себя большую и далеко идущую
ответственность. Попытайся я дать исчерпывающее
описание процессов врачевания, в котором как один из
компонентов используется сказка, подробное описание их
параметров заняло бы несколько томов. Но здесь,
ограниченная объемом книги, я скажу только самое главное:
мы несем на себе ответственность, мы обязаны убедить
людей в том, что они полностью подключены к традиции,
сказки которой несут в себе. И рассказывают.
У лучших из знакомых мне рассказчиков-целителей
- а я
имела счастье знать многих - сказки вырастают из их
жизни, как дерево вырастает из корня. Сказки вырастили их
- вырастили из них тех, кем они
стали. Разницу можно
увидеть. Мы видим, когда человек в шутку "вырастил" сказку
и когда сказка по-настоящему вырастила его. Именно второй
вариант лежит в основе неразрывных традиций.
Иногда незнакомый человек просит
у меня сказку, которую я
несколько лет откапывала, шлифовала, вынашивала.
Являясь хранительницей сказок, полученных на основе
обещаний, которые дают и держат, я не отделяю эти сказки
от других слов и обрядов, которые их окружают, особенно
тех, которые были развиты и вскормлены в недрах семьи. И
выбор здесь зависит не от какого-то плана из пяти пунктов, а
от душевной науки. Здесь все решают связь и связанность.
Модель "мастер-подмастерье"
создает ту бережную
атмосферу, в которой я могу помогать своим ученикам
искать и развивать сказки, чтобы эти сказки их приняли,
чтобы они светились в них, а не просто лежали на
поверхности их существа , как фальшивые драгоценности .
Пути бывают разными. Легких путей мало, и ни один из
известных мне не отличается честностью. Трудных и даже
мучительных путей гораздо больше, зато они честные и
достойные.
Абсолютно справедливо, что пригодность
человека к
целительству, к использованию сказки как метода
врачевания определяется тем, насколько он готов