На основе всех вышеприведенных наблюдений
представляется вполне оправданным датировать «Деисус Андреева писма Рублева»
временем завершения строительства Благовещенского храма в 1392 году. Таким
образом, в науку впервые вводится не только точно датированное произведение
великого древнерусского иконописца, но даже бесспорная прорись рублевского
творения. Поистине промыслительно, что данное научное открытие пришлось
на празднование 575-летия преставления преподобного иконописца, который
почил о Бозе 17 октября 1428 года.
Послушание преп. Андрея Рублева в великокняжеско-митрополичьем Спасо-Андрониковом
монастыре в Москве, где он подвизался со времени своего духовного отца
- преп. Андроника ( +1373), предопределило его участие по благословению
митрополита Киприана в создании иконостаса для домовой великокняжеской
церкви. Близость к московскому первосвятителю позволила преп. Андрею Рублеву
познакомиться со всеми художественными новациями, которые
появились в митрополичьем скриптории во второй период управления всероссийской
митрополией Киприаном, что во многом объясняет иконографические параллели
между рублевским Деисусом и миниатюрой конца XIV в. из ватиканской Лествицы
( Vat . gr . 394, p . F r .), где вверху композиции изображен «Спас на
престоле» с закрытым Евангелием, который держит в деснице хлеб причащения
перед предстоящей справа от него в молении Богоматери, как в композиции
Страшного Суда. В среднике полнофигурного деисусного чина кисти преп.
Андрея Рублева на прориси миниатюры отчетливо различима та же композиция
со Спасом «на престоле», левая рука которого придерживает закрытое Евангелие,
а десница простерта с благословением в сторону предстоящей Богоматери,
что напоминает композицию «Причащение хлебом».
О
дальнейшей судьбе благовещенского иконостаса после гибели в кремлевском
пожаре 21 июня 1547 г. «Деисуса Андреева писма Рублева» свидетельствует
указание благовещенского протопопа Сильвестра в его «Жалобнице» митрополиту
Макарию и «всему освященному собору», что при восстановительных работах
после пожара 1547 г. «перевод у Троицы имали иконы с чего писати да на
Симанове» ( ЧОИДР. М., 1847. № 3. С. 19-20). В начале 60-х гг. XVI в.
происходит перестройка древнего Успенского собора Симонова монастыря,
что создало реальную возможность перенести в Кремль прежний соборный иконостас.
Именно в 1566-1568 гг. в Благовещенском храме Кремля проводились крупномасштабные
реконструктивные работы с устройством новых приделов и обновлением всего
художественного убранства, включая создание напрестольного грозненского
Евангелия 1568 г. по образцу Евангелия Федора Кошки 1392 г. Причем создание
миниатюр летописной главки «О
великом пожаре» Царственной книги, где особое внимание уделено «Деисусу
Андреева писма Рублева», также приходится на 1566-1568 гг. Следовательно,
существующий Деисус мог быть перенесен в Благовещенский храм в 1567 г.
только из Успенского собора Симонова монастыря, типологически и хронологически
близкого первоначальному домовому великокняжескому храму (илл. 7). В дополнение
к этому надо отметить, что все сохранившиеся деисусные иконы из Симонова
монастыря, спасенные Барановским П.Д., датируются не ранее XVI в.
Вместе с тем иконописная мастерская Симонова монастыря не могла не сотрудничать
с преп. Андреем Рублевым как митрополичьим иконописцем. Об этом косвенно
свидетельствует тот факт, что именно в Симоновом монастыре хранились «складни
путные, обложены серебром, Рублева письма: на одной половине образ Пречистыя
со младенцем да Иоанн Богослов», которые в 1561 г. были вложены в Иосифо-Волоколамский
монастырь (монастырский синодик). С Симоновым монастырем связано упоминание
о рублевской иконе «Спас Нерукотворный», которой в 1391 г. вел. кн. Василий
Дмитриевич благословил родоначальника княжеского рода Ховриных-Головиных,
первых ктиторов Симонова монастыря, Стефана Васильевича Мангупского, а
также об образе «Богоматери Одигитрии», писанном «блаженным зографом Рублевым»,
полученном родом Головиных от вел. кн. Василия II при крещении кн. Ивана
Владимировича Головина, будущего постриженика Симонова монастыря. Для
нашей темы крайне важно, что предание связывает работы преп. Андрея Рублева
для великокняжеского дома уже с 1391 г., что подтверждает датировку «
Деисуса Андреева писма Рублева» из Благовещенского храма 1392 годом. Разумеется,
о рублевских иконах, хранящихся в Симоновом монастыре, не могли не знать
на царском дворе, чем, быть может, также объясним выбор царя Ивана Грозного
в пользу симоновского иконостаса вместо утраченного в своей домовой церкви.
На основании вышеизложенного имеются все основания прийти к заключению,
что существующий иконостас в домовом Благовещенском храме Московского
Кремля первоначально находился в Успенском соборе Симонова монастыря,
для которого он был написан в 1404-1405 гг. В его создании принял несомненное
участие симоновский иконописец Игнатий Грек, а также вполне мог быть причастен
«чудний пресловущий» насельник великокняжеско-митрополичьего Спасо-Андроникова
монастыря преп. Андрей Рублев. Таким образом, остаются в силе прежние
атрибуции деисусного чина греческому мастеру и семи первых благовещенских
праздников рублевской школе.
Т Р О П А Р Ь
ГЛАС 3
БОЖЕСТВЕННОГО СВЕТА НЕТВАРНЫМИ ЛУЧАМИ ОБЛИСТАЕМЫЙ,
АПОСТОЛОМ НА ФАВОРЕ УПОДОБИЛСЯ ЕСИ, ПРЕПОДОБНЕ АНДРЕЕ,
И ЯКО ВСЕХ ПРЕВОСХОДЯЙ В ПРЕМУДРОСТИ ЗЕЛЬНЕ,
ХРИСТА ПОЗНАЛ ЕСИ - ИПОСТАСНУЮ ПРЕМУДРОСТЬ И СИЛУ;
И ИКОНОЮ ЧЕСТНОЮ ВСЕМУ МIРУ ВОИСТИНУ ПРОПОВЕДАЛ ЕСИ
ТРОИЦУ ВО ЕДИНИЦЕ, ТВОРЦА БОГА НАШЕГО;
ТОЮ ЗЛОВЕРИЕ И БЕЗВЕРИЕ ПОСРАМИЛ ЕСИ
И ДЕМОНОВ ПОЛКИ УСТРАШИЛ ЕСИ;
МЫ ЖЕ СО УДИВЛЕНИЕМ И РАДОСТИЮ ВОПИЕМ ТИ:
ИМЕЯ ДЕРЗНОВЕНИЕ КО ПРЕСВЯТЕЙ ТРОИЦЕ
МОЛИ СПАСТИСЯ ДУШАМ НАШИМ.
© Олег Германович Ульянов
Исследование впервые опубликовано на сайте ©"Русское
Воскресение"
Олег
Германович Ульянов, Заведующий Сектором церковной археологии Центрального
музея древнерусской культуры и искусства имени преп. Андрея Рублева
[*] За последнее время в отношении
имени всемирно известного иконописца Древней Руси преп. Андрея Рублева
вырос снежный ком «сенсаций» негативного характера, пытающихся развенчать
вековую славу русского художественного гения. Вот уже и «Троица» написана
якобы не в память о преп. Сергии, и праздничные иконы из Благовещенского
храма в Московском Кремле – не Рублев, и грандиозный деисусный чин из
Успенского собора во Владимире – не Рублев… Тон непрерывному многолетнему
шквалу «разоблачений» задала публикация в журнале «Наука и религия» (А.В.Никитин.
Кто написал «Троицу Рублева». М., 1989. №№ 8-9), где начало «перестройки»
воспринято как «время пересмотреть устоявшиеся мифы в истории древнерусского
искусства, в т.ч. «миф о Рублеве», истоки которого уходят в XV - XVI вв.»
и содержится призыв «отказаться от фиктивного «рублевского наследия»,
поскольку, дескать, «Троицу» написал один художник, Звенигородский чин
– другой, а иконы самого Рублева если и существовали, то точно неизвестны».
Предлагаемая вниманию читателей статья заведующего Сектором церковной
археологии Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени
преподобного Андрея Рублева Олега Германовича Ульянова показывает полную
несостоятельность подобных деструктивных утверждений. – Прим. редакции.
[1] Впервые основные положения настоящей работы были изложены в докладе
автора «Благовещенский собор Московского Кремля в свете новейших открытий»
на научной конференции памяти Вагнера Г.К. 19-20 декабря 1995 г. в ГТГ;
дополнительные исследования были представлены в докладе автора «Новая
архитектурная реконструкция Благовещенского собора и судьба “Деисуса Андреева
писма Рублева”» на научной конференции «Царский храм. Святыни Благовещенского
собора Кремля» 14-15 октября 2003 г. в Музеях Московского Кремля и в научном
докладе «”Деисус Андреева писма Рублева” из Благовещенского собора Московского
Кремля» на XIV Ежегодной Богословской Конференции ПСТБИ 21-24 января 2004
г.
[2] Зимин А.А. Витязь на распутье. Феодальная война в России XV в. М.,
1991 . С. 40.
[3] Брюсова В.Г. Спорные вопросы биографии Андрея Рублева // Вопросы истории.
М., 1969, № 1. С. 47.
[4] Иностранцы о древней Москве. М., 1991. С. 170.
[5] Ульянов О.Г. Древнейшая история некрополя Спасо-Андроникова монастыря
// Московский некрополь. М., 1996. С. 27.
[6] Ульянов О.Г. Цикл миниатюр лицевого «Жития Сергия Радонежского» о
начале Андроникова монастыря // Памятники культуры. Новые открытия 1995.
М., 1996. С. 189.
[7] Кучкин В. А. К истории каменного строительства в Московском Кремле
в XV в. // Средневековая Русь. М., 1976. Сс. 296-297; он же. Благовещенский
собор. Троицкая летопись. Доклад на конференции «Царский храм. Святыни
Благовещенского собора Кремля» 14-15 октября 2003 г. в Музеях Кремля.
[8] Ульянов О.Г. Изучение семантики древнерусской миниатюры // Макариевские
чтения. Можайск, 1996. Вып. IV, ч. II. С. 109; на появление Благовещенского
придела лишь к XV в. указывает также Кучкин В.А. по летописным данным:
Кучкин В.А. Первые каменные постройки в кремлевском Чудовом монастыре
// Материалы и исследования ГММК. М., 1980. Вып. III. С. 7.
[9] Acta Patriarchatus Constantinopolitani (MCCCXV-MCCCCII) у codicibus
manu scriptis bibliothecae palatinae Vindobonensis edita. Ediderunt Fr.
Miklosich et Ios. M u ller. Wien, 1862. Vol. II. № 404. P. 121; Wladimir
Vodoff. Remarques sur la valeur du terme “tsar” appliqu e aux princes
russes avant le milieu du XV si e cle // Oxford Slavonic Papers, new series.
Oxford , 1978. Vol . 1. P . 38-41.
[10] Ульянов О.Г. Коронация // Отечественная история. Энциклопедия. М.,
2000. Т. 3. С. 55; Мошин В. Житие старца Исайи, игумена Русского монастыря
на Афоне // Сборник Рус. археологического о-ва в королевстве Югославии.
Белград, 1940. Вып. 3. С. 125-167.
[11] Ульянов О.Г. Митрополит Киприан и тропарь третьего часа // Ежегодная
Богословская Конференция ПСТБИ: Материалы 2001 г. М., 2001. С . 99.
[12] Les regestes des actes du Patriarcat de Constantinople / Ed. Par
J. Darrouzes. Paris , 1977. Vol. 1. Fasc . 5. P . 488-489; Медведев И.П.
Русские как «святой народ»: взгляд из Константинополя XIV века // Verbum
. СПб., 2001. С. 84-85.
1
2 3
4
|