Таково было верование, быстрое распространение которого по югу Европы,
вполне понятно, испугало церковь. Какими бы ужасными ни казались нам средства,
направленные к подавлению ереси, каким бы чувством сострадания ни проникались
мы к несчастным жертвам убеждения, мы без всякого колебания можем утверждать,
что при тех условиях вопрос о католицизме был также вопросом и о цивилизации
и прогрессе. Если бы катаризм стал господствующей религией или даже религией,
равноправной с католицизмом, то, несомненно, его влияние было бы гибельно.
Если бы аскетизм, возводимый катарами в догмат в вопросе о половых сношениях,
стал общим, то он неизбежно повлек бы за собой вымирание человеческого
рода; а так как это явно нелепо, то весьма вероятно, что раньше, чем человечество
примирилось бы с предстоящей ему гибелью и с идеей о возвращении всех
изгнанных душ к их создателю Богу, брак был бы заменен свободным сожительством,
что привело бы к разрушению идеи семьи. Осуждая видимый мир и вообще все
вещественное как дело рук Сатаны, катаризм наносил тяжелый удар стремлению
людей к улучшению внешних условий их существования; поэтому, если бы это
верование распространилось среди большинства людей, оно привело бы Европу
в дикое состояние первобытных времен. Проповедь катаров не была только
восстанием против церкви, но и отрицанием человека перед природой. Подобное
учение было осуждено уже в самом своем зародыше, и мы с трудом можем понять,
как оно могло удерживаться так упорно и так долго хотя бы и пред лицом
церкви, возбуждавшей к себе так много презрения и ненависти. Конечно,
преследование вызывало экзальтацию и помогало катаризму находить себе
последователей между энтузиастами и недовольными; но мы опять повторяем,
что, если бы катаризм одержал победу и сохранился в своей первоначальной
чистоте, он неизбежно погиб бы под давлением своих собственных основных
заблуждений, и, кроме того, он породил бы жреческое сословие, не менее
привилегированное, чем католическое духовенство, и на нем не замедлило
бы отразиться развращающее действие человеческого честолюбия, этого неиссякаемого
источника всякой неправды и всякого гнета.
Почва для восприятия катаризма была, по всей вероятности, подготовлена
старым манихеизмом, продолжавшим жить отчасти кое-где в глуши. В 563 году
собор в Брага в Испании счел нужным предать анафеме догматы манихеев,
посвятив им семнадцать канонов. В первой половине VIII века в римской
диоцезе всякому вновь посвященному епископу напоминали папское предостережение
не принимать уроженцев Африки в монашеские ордены, так как опыт показал,
что среди них много манихеев. У Муратори напечатана анафема на латинском
языке, которая направлена против учения манихеев, и она, относясь к 800
году, свидетельствует, что в это время в Западной Европе были еще манихеи.
Как мы уже упоминали, около 970 года Иоанн Цимисхий переселил павликиан
во Фракию, откуда они очень быстро распространились по всему Балканскому
полуострову. Когда в 1097 году крестоносцы, под начальством Богемунда
Тарентского, прибыли в Македонию, они узнали, что все жители города Пелагонии
были еретики; они остановились и после долгой осады взяли город, сровняли
его с землей и перебили все его население. В Далмации павликиане основали
приморский город Дугунтию (Trau), который стал местопребыванием одного
из главных их епископов; в эпоху Иннокентия III число павликиан в славянских
землях полуострова было огромно, они совращали местных жителей целыми
толпами и причиняли папе немало хлопот. Даже тогда, когда катары стали
очень многочисленны в Западной Европе, они не забывали, что главный стан
их находился на правом берегу Адриатики. Там же под влиянием богомилов
зародилась та форма дуализма, которая известна под именем конкоррецианизма,
и катары добровольно обращались к балканским епископам за разрешением
возникавших между ними богословских недоразумений и споров.
Вскоре после водворения манихеев в Болгарии влияние их миссионеров сказалось
и на Западе. Правда, от этой эпохи до нас дошло мало документальных известий,
и нам часто приходится довольствоваться случайными указаниями; но если
мы видим, что Герберт д'Аурильяк, избранный в 991 году реймским архиепископом,
счел необходимым в своем исповедании веры заявить, что Сатана творит зло
по своей доброй воле, что Ветхий и Новый Заветы имеют равное значение,
что брак и употребление мяса в пищу разрешены, то мы вправе заключить
из этого, что павликианское учение проникло уже на севере до Шампани и,
по-видимому, катаризм свил здесь себе гнездо очень рано; по крайней мере,
уже в 1000 году один крестьянин из деревни Вертю, по имени Летард, был
уличен в распространении антисацердотального учения, очевидно манихейского
происхождения; говорят, что он утопился в колодце, когда его положения
были опровергнуты епископом Либурнием. Но замок Мон-Вимер, в окрестностях
Вертю, долгое время оставался центром ереси.
К этому же времени относится рассказ о равеннском грамматике Вильгарде,
который по внушению злых духов, являвшихся ему в виде Виргилия, Горация
и Ювенала, составил из латинских поэтов непогрешимое руководство к жизни
и распространял учение, во многом несогласное с верой. По всей вероятности,
его учение в основе своей было манихейское; оно не могло быть слепым культом
классических авторов, так как эта эпоха была чересчур уж груба, чтобы
в ней мог стать популярным подобный культ; к тому же мы знаем, что Вильгард
имел многочисленных учеников по всем городам Италии и что после осуждения
их учителя Петром, архиепископом равеннским, они были частью сожжены,
частью перебиты. Эта же ересь распространилась в Сардинии и Испании, где
она была подавлена с жестокостью.
Немного позднее катары появляются в Аквитании, где они многих совратили
в ересь, которая оттуда тайно распространилась по всему югу Франции. В
1017 году ее обнаружили даже в Орлеане при обстоятельствах, обративших
на нее всеобщее внимание. Зараза была занесена туда пришедшей из Италии
женщиной, которая совратила много видных лиц местного духовенства; они,
с ревностью неофитов, стали распространять новое учение и необдуманно
послали для этого в разные стороны проповедников, что и обнаружило их.
Узнав об этом, король Роберт Благочестивый немедленно поспешил в Орлеан
вместе с королевой Констанцией и созвал совет епископов, чтобы решить,
какие принять меры к подавлению ереси. Признанные на допрос еретики исповедовали
свою веру и заявили, что они скорее умрут, чем отрекутся от нее. Народ
был так враждебно настроен против еретиков, что Роберт поставил королеву
у дверей церкви, где происходило собрание, чтобы народ не разорвал еретиков,
когда они будут входить в церковь. Но королева разделяла народную ненависть
к еретикам и, когда их вели, ударила одного из них (своего духовника)
палкой так сильно, что выбила ему глаз. Еретиков вывели за городские стены
и там, пред пылающим костром, им предложили отречься от своих заблуждений;
они предпочли смерть, и их мученический конец поразил всех присутствовавших.
Все совращенные ими были разысканы и без всякой жалости сожжены. В 1205
году новый очаг ереси был открыт в Люттихе, но эти еретики проявили меньшую
твердость и получили прощение, после того как отреклись от своих заблуждений.
Примерно в это же время появились еретики и в Ломбардии, в замке Монфорте,
близ Асти; их безжалостно преследовали соседние сеньоры и епископы и сжигали
повсюду, где находили. Около 1040 года архиепископ Миланский Эриберто,
объезжая свою епархию, посетил Асти и, услыхав рассказы об этих еретиках,
пожелал посмотреть их. Они явились без всякого колебания, захватив с собой
своего учителя Герардо и графиню Монфорте, которая также принадлежала
к их секте; все горячо исповедовали свою веру, и Эриберто, в надежде обратить
их, взял их с собой в Милан. Не думая оправдать надежд еписко-па, они,
наоборот, старались распространять свою ересь между любопытными, стекавшимися
толпами к их тюрьме;, кончилось тем, что возбужденная чернь, вопреки воле
епископа, вытащила их из тюрьмы и предложила им выбор между крестом и
костром. Немногие сдались, большинство же, закрыв лицо руками, бросилось
в пламя. В 1045 году еретики появились в Шалоне; епископ Рожер обратился
к люттихскому епископу Вазо с вопросом, что ему делать с ними и не следует
ли ему обратиться к светской власти, чтобы погасить ересь в зародыше,
пока она не охватила всего населения; добродушный Вазо ответил, что их
надо оставить на волю Бога, «ибо, - добавил он, - те, кого сегодня мир
считает плевелами, быть может, когда наступит жатва, будут собраны Богом
вместе с пшеницей». «Те, - писал он дальше, - кого мы считаем врагами
Бога, могут быть помещены Им на небе выше нас». Вазо уже слышал, что еретики
выделялись бледным цветом лица и что духовные судьи, воображая, что всякий
бледный должен быть еретиком, отправили на тот свет огромное число добрых,
но бледных католиков, и это заставило его быть осмотрительным в своем
ответе.
Уже в 1052 году ересь появляется в Германии, где благочестивый император
Генрих Черный перевешал много еретиков в Госларе. В последние годы XI
столетия об еретиках слышно было мало, хотя о них поднимался в 1056 году
вопрос в Тулузе, а в 1062 году в Базье; в 1200 году ересь охватила уже
всю Ажанскую епархию.
В XII столетии зло стало распространяться по северу Франции. Покровителем
еретиков считался граф Иоанн Суассонский; но, несмотря на это, суассонский
епископ Лизиард захватил нескольких из них и первый применил к ним, в
целях обнаружения их виновности, суд Божий, что стало впоследствии правилом.
Один из осужденных, брошенный в воду, над которой было произнесено заклинание,
всплыл на ее поверхности; сильно смущенный этим, епископ заключил их всех
в тюрьму, а сам отправился на собор в Бовэ (1114 г.), чтобы посоветоваться
с другими епископами. Но чернь не разделяла сомнений епископа: боясь,
что добыча ускользнет из ее рук, она ворвалась в тюрьму и сожгла всех
еретиков в отсутствие епископа; составитель хроники с похвалой отзывается
об этом проявлении благочестивой ревности.
В это же время новый очаг катаризма был открыт во Фландрии. Ересиарх,
призванный епископом г. Камбрэ, открыто исповедовал свои убеждения, и
его заперли в хижину, которую подожгли со всех сторон, где он и умер,
славословя Бога. В этом случае чернь, по-видимому, была на стороне осужденного,
так как она позволила его друзьям собрать его останки; и здесь-то обнаружилось,
как много было у него сторонников, особенно среди ткачей. В это же время
папа Паскаль II писал констанцскому епископу, что еретиков, вернувшихся
в лоно церкви, следует принимать как друзей; отсюда мы можем заключить,
что катаризм проник уже и в Гельвецию.
По мере удаления от XI века случаи обнаружения ереси была сделана знаменательная
попытка - свергнуть светский суд аббатства св. Мадлены. В 1170 году катаризм
проявляется в Безансоне, а в 1180 году его снова обнаруживают в Реймсе.
Последний случай представляет интересные и картинные подробности, сохраненные
нам одним из действующих лиц драмы, неким Жерве де Тильбюри, бывшим в
то время еще молодым каноником в Реймсе. Однажды после полудня он ехал
верхом в свите своего архиепископа Гильома, как вдруг его внимание привлекла
красивая девушка, работавшая одна в винограднике; недолго думая, он обратился
к ней с любезными предложениями, но она отвергла их, говоря, что, если
послушается его, будет бесповоротно осуждена. Такая строгая добродетель
была очевидным признаком ереси, и архиепископ тут же приказал отвести
девушку в тюрьму, по подозрению в катаризме (в это время только что окончилось
безжалостное преследование катаров Филиппом Фландрским). Обвиняемая была
допрошена архиепископом и назвала имя женщины, наставившей ее; последняя
была немедленно схвачена и на допросе проявила такое знакомство со Священным
Писанием, что ни у кого не осталось сомнения, что ее учил ответам сам
Сатана. Сбитые с толку богословы отложили дело до другого дня; обе обвиняемые
решительно отказались уступить, несмотря ни на угрозы, ни на обещания,
и их единогласно присудили к сожжению. Тогда старшая из женщин громко
рассмеялась и сказала: «Судьи неправедные и безумные! Неужели вы думаете,
что сожжете меня на вашем огне? Не боюсь я вашего приговора, мне нестрашен
ваш костер!» И с этими словами она вынула из-под платья клубок ниток и,
держа нитку за конец, бросила его за окно, громко при этом закричав: «Возьми
его!» Клубок взвился на воздух; женщина вылетела за ним из окна и пропала...
Молодая девушка осталась и безропотно приняла смерть на костре.
1 2
3 4
5 6
7
|