Избранные и редкие материалы, выдержки и обзоры из античных, средневековых и современных авторов, путешественников и исследователей о Кипре
 
 
 
 
использует технологию Google и индексирует только интернет-библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
КУЛЬТУРА  И  ИСКУССТВО  КИПРА

Кипрская ойнохоя с росписью (лицевая и оборотная стороны)

Кипрская ойнохоя с росписью (лицевая и оборотная стороны)

БОРИСКОВСКАЯ С. П. К вопросу об архаической вазописи Кипра

Культура Востока. Древность и раннее средневековье. Сборник статей. ГЭ., Отдел Востока. Л.,"Аврора".- 1978. -С. 74-77

Статью предоставил Halgar Fenrirsson

В истории древней кипрской художественной керамики можно отметить два наиболее ярких периода — микенский и архаический. В микенский период на Кипре и в Материковой Греции процветает сюжетная вазовая живопись, выдающееся явление в художественной жизни Средиземно­морья (1). Специфической особенностью культуры Кипра 1-го тысячелетия до н. э. является непрерывное развитие стилей вазописи от микенского до классического времени (2). Поэтому традиции сюжетной росписи ваз вполне закономерно возрождаются в архаическую эпоху, в период расцвета кипр­ского искусства. В архаическом искусстве Кипра влияния Востока (сиро-финикийские) гармонично сплавлены с местными традициями, восходя­щими к искусству 2-го тысячелетия до н. э.
В собрании Эрмитажа хранится одно из лучших произведений кипрской архаической вазописи. Ваза была приобретена в Николаеве и в 1904 г. поступила в Эрмитаж через Археологическую Комиссию (3). Сосуд имеет форму ойнохои с шаровидным туловом, стоящим на кольцевом основании, с коротким узким горлом и трехлопастным венчиком, соединенным с верхней частью тулова вертикальной двуствольной ручкой. По бокам сосуда помещено по большой розетке с лепестками, выделяющимися на фоне концентрических кругов. Каждая розетка окружена нешироким пояском линий, над ним проходит широкий пояс, заполненный стилизованными бу­тонами и цветами лотоса.
На лицевой стороне сосуда в метопе, ограниченной снизу тонкими полосами с плетенкой между ними, изображена женщина, вдыхающая аромат цветка лотоса. Почти до земли спадает нарядное платье, шею украшает ожерелье. Фигура представлена в профиль, с огромным глазом посреди лица. На противоположной стороне, под ручкой,— юноша с колчаном за спиной, натягивающий тетиву лука. С его упругой динамичной фигурой гармонирует изображение взлетающей птицы. Изображая деревья, ветви и цветы, художник как бы намечает место действия, передает окружающий пейзаж. Роспись исполнена по светлому фону двумя тонами: контуры орнамента — тонкими черными линиями, лепестки и цветы — красным тоном, некоторые орнаменты или детали оставлены в цвете глины или заштрихованы темным тоном (шея и крылья птицы, колчан лучника). Фигура стрелка дана силуэтом, голова — контуром, так же трактована голова женщины, одежда выделена красным тоном, а кайма и украшения проработаны черным. Богато орнаментированная поверхность вазы, в которую как бы случайно вкраплены человеческие фигуры, напоминает узорчатый ковер.
В кипрской керамике геометрического и архаического периодов получила развитие своеобразная двухцветная техника росписи. Эрмитажную вазу можно отнести к группе Bichrome IV, произведения которой Э. Гьерстад датирует 700—600 гг. до н. э.(4) Ближайшими аналогиями по форме и принципу размещения декора можно считать две вазы той же группы. Сходная с вазой из Эрмитажа ойнохоя хранится в Кипрском музее в Никозии (обе метопы украшены фигурой женщины с цветком) (5). На другой ойнохое из Лувра спереди помещена фигура идущего охотника с птицей в руке (6). В отличие от двух упомянутых ваз своеобразного ориентализирующего облика, декор луврской ойнохои с поясами, заполненными концентрическими кругами, исполнен в «западном» стиле, продолжающем традиции геометрического искусства (7).

2  3