Избранные и редкие материалы, выдержки и обзоры из античных, средневековых и современных авторов, путешественников и исследователей о Кипре
 
 
 
 
использует технологию Google и индексирует только интернет-библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 

КУЛЬТУРА  И  ИСКУССТВО  КИПРА

Борисковская С. П. К вопросу об архаической вазописи Кипра

2

Обратимся к фигурам на метопах нашей вазы — характерным персонажам кипрской сюжетной росписи. Изображения, иконографически аналогичные женской фигуре на лицевой стороне ойнохои в вазописи VII в. до н. э., встречаются довольно часто. Уже упоминались две идентичные фигуры на лицевой и оборотной сторонах вазы из Кипрского музея в Никозии. Можно назвать также бочковидную ойнохою стиля «свободного поля» из Лувра с двумя подобными женскими фигурами (8), большую амфору Bichrome IV из Кипрского музея в Никозии, в верхней части которой помещен фриз с небрежно переданными фигурами идущих женщин, нюхающих цветы лотоса (9). Композиции с женскими фигурами среди растений со стилизованными цветами лотоса встречаются также на кувшине Bichrome IV из Государственных музеев в Берлине (ГДР) (10), на ойнохое стиля «свободного поля» из музея Метрополитен (11), а также на ряде более поздних ваз Bichrome V (иногда вместо женских фигур в той же схеме изображены сфинксы) (12).
Фигура лучника под ручкой эрмитажной ойнохои допускает два возможных толкования: 1) воин и 2) охотник. Изображения воинов-лучников встречаются в греческой керамике от микенского до классического времени, чаще всего в сценах эпических сражений (13). В архаической керамике Кипра мы видим воинов-лучников на боевой колеснице рядом с возничим (14) или сопровождающих всадника (15). По всей вероятности, лучник на вазе из Эрмитажа — не воин, а охотник, и вся сценка со стилизованными зарослями и взмывающей вверх птицей изображает охоту на птиц. Сцены охоты, в которых участвует лучник, встречаются на некоторых кипрских вазах VII в. до н. э., причем появление таких композиций в этот период вполне убедительно связывается с восточным влиянием (16). В греческой вазописи подобные сцепы нам неизвестны. Исключение составляют росписи, иллюстрирующие древний эпос: фигура лучника, например, встречается на крышке известной коринфской «пиксиды Додуэлла» начала VI в. до н. э. (изображена Калидонская охота) (17).
Интересно отметить, что фигура лучника на вазе из Эрмитажа не имеет аналогий ни по стилю, ни по композиции среди росписей других кипрских сосудов. Сцены охоты на вазах стиля «свободного поля» (Кипрский музей, Никозия) исполнены в примитивном геометрическом стиле. В то же время на эрмитажной вазе фигура лучника дана сочным выразительным силуэтом, что сближает ее с лучшими произведениями кипрской сюжетной вазописи VII в. до н. э. (18) Что касается композиции фигуры охотника, то обычно он изображается идущим и одновременно поражающим стрелой животное, помещенное неподалеку, на одной горизонтали с охотником. На вазе из Эрмитажа энергично идущий вправо охотник, запрокинув голову, стреляет вверх, видимо, стремясь поразить птицу, подобную изображенной слева от него. Такая поза лучника не встречает аналогий ни на кипрских, ни на греческих памятниках вазописи (на коринфских вазах лучник обычно стреляет в сторону, став на колено или сильно согнув ногу в колене) (19). Поза лучника на ойнохое из Эрмитажа очень сходна по композиции с рельефом на найденной на Делосе микенской пластине слоновой кости (20). На ней изображен типичный микенский воин, энергично идущий вправо, поднятой правой рукой опираясь на копье и сильно запрокинув голову в кожаном шлеме с нашитыми кабаньими клыками. Фоном фигуре служит восьмеркообразный щит, удачно вписанный в контур прямоугольной пластины.
Микенские влияния угадываются и в формах фигуры лучника на эрмитажной вазе, и в манере передачи фигурки птицы с шеей и крыльями, выделенными штриховкой (влияние восточного микенизирующего искусства). Вероятно, изображение лучника имело особое символическое значение; такие символические фигуры и группы (кони, всадники, группы на колесницах) часто встречаются в сопровождении птиц на греческих геометрических и кипрских вазах (21).
Несмотря на яркую самобытность архаического кипрского искусства, нельзя отрицать сильных восточных импульсов, стимулирующих его развитие. Это чувствуется, в частности, в стиле росписи эрмитажной вазы, сравнительно позднего образца ориентализирующего искусства. Явные восточные влияния заметны в ее орнаментике (плетенка, пояса цветов и бутонов лотоса, многолучевые розетки). Наивный «пейзаж» под ручкой вазы с охотником среди зарослей деревьев и летящей птицей напоминает египетские и критские фрески со сценами охоты.
На примере ойнохои с лучником можно проиллюстрировать интересную специфическую черту кипрской архаической вазописи, отличающую ее от искусства материковых и островных греческих центров. В то время как в росписях Коринфа, Аттики и восточногреческих центров крайне трудно усмотреть микенские влияния, в архаической вазописи Кипра они весьма

1  2  3