Избранные и редкие материалы, выдержки и обзоры из античных, средневековых и современных авторов, путешественников и исследователей о Кипре
 
 
 
 
использует технологию Google и индексирует только интернет-библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 

КУЛЬТУРА  И  ИСКУССТВО  КИПРА

Борисковская С. П. К вопросу об архаической вазописи Кипра

3

явственно ощутимы. О силе и живучести этих влияний говорит то, что они прослеживаются в иконографических схемах таких поздних образцов архаического повествовательного стиля, как ваза из Эрмитажа.
Эрмитажная ваза является характерным примером того, как новый «ковровый» стиль, свойственный керамике VI в. до н. э., постепенно вытесняет приемы, присущие росписям стиля «свободного поля», когда фигуры людей, животных и птиц свободно располагаются по поверхности сосуда. В росписях «коврового» стиля вся ваза покрыта поясами геометрического или растительного орнамента; в таких же фризах часто изображаются вереницы людей или сфинксов, между которыми помещены стилизованные цветы. Для отдельных фигур выделяются небольшие, по сравнению со всей поверхностью вазы, метопы. Этот прием мы встречаем на сравнительно немногих поздних сосудах Bichrome IV (ойнохои из Эрмитажа, Кипрского музея в Никозии и Лувра). Поэтому датировка этих сосудов концом VII — началом VI в. до н. э. нам представляется убедительной. Наиболее широкое развитие ковровый принцип орнаментации получает в керамике Bichrome V, относящейся к VI — началу V в. до н. э.22 Вазу из Эрмитажа и аналогичные ей ойнохои из Кипрского музея в Никозии и Лувра, где человеческие фигуры не вкомпонованы во фриз, а имеют самостоятельное значение, свою символику, можно считать последними произведениями повествовательного стиля в кипрской вазописи.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Karageorghis V. Chypre. Genève, 1968, p. 143—145.
2 Савельев Ю. А. Кипрская керамика конца II — первой половины первого тысячелетия до н. э.— CA 1965, № 4, с. 27 и сл.
3 Инв. № Б.3147, высота 33 см. Венчик и часть горла догипсованы. См.: OAK за 1903 г. Спб., 1906, с. 152, рис. 302; Сидорова И. Искусство Кипра.— «Декоративное искусство СССР», 1967, № 1, с. 45, 8; Искусство древней Греции и Рима в собрании Эрмитажа. Л., 1975, № 8.
4 Swedish Cyprus Expedition. Stockholm, 1948, vol. 4, part 2, p. 64—65; Dikaios P. A Guide to the Cyprus Museum. Nicosia, 1961, p. 60—61.
5 Dikaios P. Op. cit., p. 64, pl. XV, 5.
6 CVA, Louvre, fase. 5, pl. 14, 4, 6.
7 Dikaios P. Op. cit., p. 61—62.
8 CVA, Louvre, fasc. 5, pl. 13, 5—8.
9 Pieridou A., Karageorghis V. Recent Asquisitions by the Cyprus Museum.— RDAC, Nicosia, 1963, pl. V, 4, 5, 7; ср. также другую амфору из того же музея— ibid., pl. V, 8.
10 Ohnefalsch-Richter M. Kypros, die Bibel und Homer. Berlin, 1893, Taf. XIX, 3; Schätze aus Zypern. Berlin, 1971, Nr. 74.
11 Myres J. L. Handbook of the Cesnola Collection of Antiquities from Cyprus. New York, 1914, p. 93—94, No. 751.
12 CVA Brit. Mus., fasc. 2, pl. 8, 1, 3 a-b; Dikaios P. Op. cit., pi. XV, 4; ср. также ойнохою со скульптурной женской головкой Bichrome Red I (IV) из Государственных музеев Берлина с фигурой женщины с лотосом: Ohnefalsch-Richter M. Op. cit., Taf. XIX, 2: Swedish Cyprus Expedition. . ., fig. 42, 4, 13.
13 Benson G. L. Horse, Bird and Man. Amherst, 1970, p. 101 — 102; Snodgrass A. Early Greek Armour and Weapons. Edinburgh, 1964, p. 141 —144.
14 Karageorghis V. A Propos de quelques représentations de chars sur les vases chypriotes de l'âge du fer.— BCH, 1966, № 90 1, p. 102—105, fig. 2.
15 Karageorghis V. Ten Years of Archaeology in Cyprus, 1953—1962.— AA, 1963, H. 3, S. 557, fig. 34 a-b.
16 Pieridou A., Karageorghis V. Op. cit., p. 31, pl. VI, 1—4; Dikaios P. Op. cit., p. 63, pl. XIV, 1; ср.: Riemschneider M. Von Olympia bis Ninive im Zeitalter Homers. Leipzig 1963, S. 90, Abb. (ассирийский рельеф из Ниневии — охота на птиц).
17 Amyx D. A. Dodwellìana.— "California Studies in Classical Antiquity", 1971, vol. 4, p. 1-3, 6-7, pl. I, 1.
18 Schätze aus Zypern. .., Nr. 73; Karageorghis V. A Propos..., fig. 10, 11 (ойнохоя из Государственных музеев Берлина).
19 Snodgrass A. Op. cit., fig. 15 b; Payne H. Protokorinthische Vasenmalerei. Berlin, 1933, Taf. 21, 1—4; ср.: Пиотровский В. В. Искусство Урарту. Л., 1962, с. 103, рис. 68.
20 Gallet de Santerre H., Tréheux G. Rapport sur le dépôt égêen et géométrique de VArtémision a Delos.— BCH, 1947/1948, № 71—72, p. 156, pi. XXV.
21 Benson G. L. Op. cit., passim; Karageorghis V. A Propos.. ., p. 117—118.
22 В керамике Bichrome V иногда встречается принцип орнаментации с отдельными фигурами в метопах — см.: Dikaios P. Fifteen Iron Age Vases.— RDAC (1937— 1939), Nicosia, 1951, p. 136-137, fig. 3-4 (No. 5), p. 140-141, pi. XXXIX, 7, 8. (на лицевой стороне: богиня — владычица зверей с птицами в руках, на оборотной — оглядывающийся козел). Дикэос датирует вазу началом Bichrome V, т. е. концом VII— началом VI в. до н. э.

1  2  3