|
|
|
|
Предыдущая Начало Следующая |
Елена Сизова
Фридрих II Гогенштауфен и его династия в зеркале литературы
стр. 16
|
В ноябре 1220 года, вдоволь наскитавшись среди независимых немецких аристократов и получив императорский венец в Риме, двадцатипятилетний Фридрих возвратился в королевство Обеих Сицилий.
Петр Эболийский написал в этом же году латинскую поэму «Названия и достоинства целебных источников Поццуоли и Бай, или О целебных источниках Поццуоли и Бай» с посвящением:
…
Солнце мира, прими ты в дар эту новую книжку.
Книг из трех государь последнюю днесь получил.
В первой в марсовых латах гремит отцовская слава.
Та, что за нею идет, Фридриха славу поет.
Третья Эвбеевых вод напомнит забытые ныне
Места и чудесные свойства и, наконец, имена.
Се императору в честь три написали мы книги,
Много прочнее тот слог, трижды что был изречен.
Предков в анналах прочтешь ты, Цезарь, коль пожелаешь:
Бедным на службе царя не был поэт никогда.
Вспомните, о государь, об эболийском поэте,
Дабы сыновним делам вновь он перо посвятил.
Видимо, покровительство Петру перешло от отца к сыну – от Генриха VI к Фридриху II и было достаточно щедрым, но, к сожалению, вторая книга, что «Фридриху славу поет» до нас не дошла.
Констанция Арагонская умерла в одиночестве 23 июня 1222 г. в Катании от малярии, но плоды ее воздействия не пропали втуне.
Между горами и морем, в области Великой Греции (Капитанаты) «философ на троне» начинает создавать королевский двор по своему вкусу, ибо: «иудейский Бог не видел его земли, а именно Терра ди Лаворо, Калабрию, Сицилию и Апулию, а то бы Он не восхвалял столько раз землю, которую обещал и дал иудеям». Резиденцией молодого правителя стал замок в Фодже, в 20 км от сарацинской Лючеры, где хранилась казна.
|
|
|
|
В 1223 г. архитектор Бартоломео да Фоджа начал его строительство. Надпись над входом гласит: «Император Фридрих приказал и было сделано, чтобы город Фоджа стал знаменитым императорским двором». Царившая там роскошь поражала современников.
|
|
|
|
Фридрих интересовался наследием античности – сохранившимися на юге Италии изваяниями римских императоров и богов, устанавливал их в Фодже и других замках. Придворным и гостям дарил камеи из полудрагоценных камней, скопированные с античных образцов.
|
|
|
|
Он не имел столицы как таковой – его двор постоянно переезжал из замка в замок, иногда за несколько часов. Там император охотился, пировал, вел дискуссии. Придворные ученые и поэты прославляли античные традиции. Под его покровительством зародилось искусство, подражающее античным образцам. Его назвали штауфеновский Ренессанс, прежде всего в пластике и глиптике, ибо «с давних времен мое сердце горело неуемным желанием не только восславить имена великих и благородных основателей Римской империи, но и восстановить саму империю».
|
|
|
|
Остались материальные воплощения его облика по античным образцам, в том числе и конная скульптура. Нам представляется, что императора могла позабавить мысль в ответ на второе отлучение поставить свой монарший образ в архиепископском городе да еще на границе с Саксонией, родовым владением Вельфов. Известно, что архиепископ Магдебурга с 1205 г. Альбрехт I (ок.1170-1232) поддержал молодого Гогенштауфена в борьбе с Отто IV (1182-1218) Брауншвейг. У Альбрехта был сводный младший брат Вильбранд II Кефебургский (Хильдебранд,1180-1253) от второго брака отца Гюнтера II (ок.1135-пос.1197), графа Кефебурга и Шварцбурга с Адельхейд Халлермун-Локкум. Его также выбрали архиепископом в мае 1235 г., получил символический плащ от папы Григория IX (1227-1241). Воинственный Вильбранд поддерживал хорошие отношения с императором, несколько раз посещал Италию. Это вызвало конфликты с Григорием IX и Иннокентием IV, вплоть до угроз отлучения. После смерти Фридриха он примирился с папой, и наверняка с этого времени стали замалчивать роль императора в создании скульптуры, хотя статус архиепископского города способствовал ее сохранению.
Если провести сравнительный анализ наиболее достоверных скульптурных (бюст в Барлетте, скульптура в Капуе) и портретных («Об искусстве охоты с птицами» в апостольской библиотеке Ватикана) изображений Фридриха, можно увидеть ряд сходных признаков, позволяющих создать цельный зрительный образ. Например, овальное со впалыми щеками лицо. «Гусиные лапки» у глаз и тонкие округлые брови. Прямой нос с крупными ноздрями, четко очерченные, чувственные губы и выступающий вперед подбородок. Мощная шея на относительно узких покатых плечах. Все эти признаки можно увидеть у Магдебургского всадника.
|
|
|
|
Предыдущая Начало Следующая |
Оглавление темы |
|
|
|
|
|
| | |