забросав их стрелами. В этой битве погиб почти весь христианский отряд, а также Грандмастер госпитальеров Роже де Мулен и маршал тамплиеров Жак де Милли (Jacques de Mailly). Жерар де Ридефор, с несколькими сильными ранами, пробился через ряды мусульман, и вместе с двумя спутниками, также вырвавшимися из окружения, поскакал в Назарет. Мусульмане обезглавили тамплиеров и, привязав их головы веревками к остриям копий, промаршировали в направлении Тиберии. У подножия горы Фавор, вошедшей в историю христианства как гора, где произошло Преображение Спасителя Иисуса Христа, произошла эта кровавая битва. 1 мая 1187 года, в праздник святых апостолов Якова и Филиппа, "в это прекрасное время года, когда жители Назарета обычно выходили полюбоваться розами и фиалками в полях, сейчас они нашли лишь печальные следы бойни и безжизненные тела своих обезглавленных братий". (7)
Балиан д'Ибелин этим утром, вместе с другим отрядом тамплиеров, держал путь в Назарет, чтобы встретиться там с Жераром. Добравшись до города Себаста (Sebaste), они решили отслушать мессу, "свернули к дому епископа, и разбудили его, сообщив что уже день. В восточных странах лучшими часами для путешествия являются предрассветные. Епископ приказал старому капеллану облачиться и отслужить мессу, после чего они поспешили дальше". (8)
Добравшись до замка Фев они нашли там лишь разбитые палатки тамплиеров из Како, и не было никого, кто мог бы им что-либо объяснить. Они направились в Назарет, но прибыли туда лишь для того, чтобы прослушать вторую мессу в этот день - похоронную, которую проводил над телами братий архиепископ Гийом Тирский. Не задержись они по дороге - исход этой битвы мог бы быть совсем иным. С печалью погребли погибших в земле кладбища Благословенной Девы Марии.
Несмотря на столь трагические события, распоряжение короля должно было быть выполнено, и миссия посольства к Раймонду должна была быть завершена. Жерар де Ридефор, Балиан д'Ибелин и Гийом Тирский, с оставшимися небольшими силами, собранными в Назарете, поехали на встречу с Раймондом. Грандмастер сопровождал их лишь до холма над цитаделью, а затем вернулся в Назарет. Приехав в Тиберию, эмиссары короля застали графа Триполийского в отчаянии - он уже знал о свершившемся. Политика альянса с Саладином привела к событиям, в которых мусульмане спокойно и расчетливо воспользовались честолюбивыми замыслами Раймонда, начав, без объявления, войну с франками. Смысл их действий был очевиден. После свершившейся битвы граф должен был окончательно предстать в глазах короля и иерусалимской знати как законченный предатель, пустивший врагов на территорию Королевства, после чего у него уже не было бы другого выхода, как открыто воевать на стороне Саладина. Понимание этого было для графа тяжелым ударом. И, глядя на весело улюлюкающих мусульман, несущих насаженные на пики головы рыцарей тамплиеров и госпитальеров, Раймонд Триполийский принял в этот момент окончательное решение отдаться на милость короля без всяких условий, о чем и сообщил вскоре прибывшему посольству. Этим же вечером он поспешно выехал навстречу королю, выступившему уже с отрядом из Иерусалима. Переговоры и примирение между ними состоялись возле колодца Иакова, близ Наблуса, в присутствии епископов, баронов, а также братии орденов тамплиеров и госпитальеров. Преклонив колено, граф принес омаж, после чего король поднял его и поцеловал. Вместе они возвратились в Наблус, чтобы разработать и принять дальнейшие меры по защите страны.
Саладин, тем временем, готовил в Египте свои силы, чтобы осуществить давно вынашиваемые планы мусульман- завоевать Святую Землю. Он собрал и "объединил вместе армии, бесчисленные как песок на морском берегу, для священной войны",(9)
и вскоре после праздника святых апостолов Петра и Павла 1187 года (праздник Петра и Павла в 1187 году приходился на 29 июня) вторгся на территорию Иерусалимского королевства.
Примирение между королем и графом Раймондом никак не повлияло на стремление Марии Комниной и ее соратников добиться своей цели. Но планы "полеинов", имевшие целью использовать мусульман в своих интересах в планируемой гражданской войне в Королевстве с целью свержения Ги де Лузиньяна, рассыпались как карточный домик, под угрозой 80-ти тысячной армии султана, выступившей со "священной войной" против христиан Востока.
Христианская армия, насчитывавшая 50 тысяч человек, вновь разбила лагерь у источников Сеффурии. К этому времени мусульманские войска пересекли Иордан, атаковали и осадили Тиберию. В четверг, 2 июля жена графа Триполийского, находившаяся там, послала к мужу посыльного с просьбой о помощи. Эта весть пришла в лагерь христиан ближе к вечеру того же дня, и король Ги собрал всех вождей своей армии на совет, дабы решить, какие действия предпринять. Все высказались за то, чтобы
|