Летом
1249 г. король высадился в Египте. Христиане заняли Дамиетту, а в декабре
достигли Мансуры. В феврале следующего года Роберт, опрометчиво ворвавшись
в этот город, погиб; несколько дней спустя мусульмане едва не взяли христианский
лагерь. Когда в Мансуру прибыл новый султан (Эйюб ум. в конце 1249 г.),
египтяне отрезали крестоносцам отступление; в христианском лагере открылся
голод и моровая язва. В апреле мусульмане нанесли крестоносцам полное
поражение; сам король был взят в плен и купил свободу возвращением Дамиетты
и уплатой громадной суммы (убиение мамелюками, под начальством Бибарса,
султана Туранши не изменило положения дел). Большая часть крестоносцев
возвратилась на родину; Людовик пробыл в Св. Земле еще четыре года, но
не мог добиться никаких серьезных результатов. В среде христиан, несмотря
на крайне опасное положение, продолжались бесконечные распри: тамплиеры
враждовали с иоаннитами, генуэзцы — с венецианцами и пизанцами (из-за
торгового соперничества). Некоторую выгоду крестоносцы извлекли лишь из
борьбы между появившимися в Передней Азии монголами и мусульманами; но
в 1260 г. султан Зейфеддин Котус нанес монголам уничтожающее поражение
при Айн Джалуте и овладел Дамаском и Галебом. Когда, после убиения Котуса,
султаном стал предводитель мамелюков Бибарс, положение христиан стало
безнадежным. Прежде всего Бибарс обратился против Боэмунда Антиохийского;
в 1265 г. он взял Цезарею, Арзуф, Сафед, разбил армян. В 1268 г. в его
руки попала Антиохия, которой христиане владели 170 лет. Между тем Людовик
IX снова принял крест (8-ой П.). Его примеру последовади его сыновья Филипп,
Иоанн Тристан и Петр Алансонский, гр. Пуатье, гр. Артуа (сын погибшего
в Мансуре Роберта Артуа), король Тибо Наваррский и другие. Кроме того
обещали идти в П. Карл Анжуйский и сыновья английского короля Генриха
III, Эдуард и Эдмунд. В июле 1270 г. Людовик отплыл из Эгморта. В Кальяри
решено было начать П. завоеванием Туниса, что было бы выгодно для Карла
Анжуйского (брата Людовика Святого), но не для христианского дела в Св.
Земле. Под Тунисом среди крестоносцев открылся мор: умер Иоанн Тристан,
потом папский легат и наконец (25 августа 1270 г.) сам Людовик IX. После
прибытия Карла Анжуйского был заключен с мусульманами мир, выгодный для
Карла. Крестоносцы покинули Африку, и часть их отплыла в Сирию, куда в
1271 г. прибыли также англичане. Бибарс продолжал одерживать верх над
христианами, взял несколько городов, но попытка его завоевать Кипр не
удалась. Он заключил с христианами перемирие на 10 лет и 10 дней и занялся
борьбой с монголами и армянами. Преемник Боэмунда VI, Боэмунд VII Трипольский,
платил ему дань. Папа Григорий Х старался, но без успеха, организовать
новый крестовый П. Обещали идти в Св. Землю многие (в том числе Рудольф
Габсбургский, Филипп Французский, Эдуард Английский, Иаков Арагонский
и другие), но никто не исполнил обещания. В 1277 г. умер Бибарс и началась
борьба за его наследство. Неурядицы шли и среди христиан. В 1267 г., со
смертью короля иерусалимского Гуго II (сын Генриха I Кипрского), прекратилась
мужская линия Лузиньянов; власть перешла к Гуго III, принцу антиохийскому.
Мария Антиохийская, считая себя наследницей иерусалимской короны, уступила
свои притязания Карлу Анжуйскому, который овладел Аккой и требовал, чтобы
его признали королем. Гуго III ум. в 1284 г.; на Кипре ему наследовал
его сын Иоанн, но он ум. уже в 1285 г. Брат его Генрих II изгнал из Акки
сицилийцев и получил короны кипрскую и иерусалимскую. Между тем возобновились
враждебные действия против мусульман. Султан Килавун взяд Маркаб, Маракию,
Лаодикею, Триполь (Боэмунд VII ум. в 1287 г.). Крестоносная проповедь
не производила более на Западе прежнего действия: Запад, под влиянием
самих крестовых П., потерял веру в возможность дальнейшей успешной борьбы
с исламом; прежнее религиозное настроение ослабевало, развивались светские
стремления, возникали новые интересы. Сын Килавуна, Малик-аль-Ашраф, взял
Акку (18 мая 1291 г.). Король Генрих покинул осажденный город и отплыл
на Кипр. После Акки пали Тир, Сидон, Бейрут, Тортоза; христиане потеряли
все свои завоевания на сирийском берегу. Масса крестоносцев погибла, остальные
выселились, преимущественно на Кипр. На Кипр удалились, после падения
Акки, и иоанниты (см.). Тамплиеры перебрались сначала также на Кипр, потом
во Францию; тевтоны нашли себе еще ранее новое поле действия на севере,
среди пруссов (см. Тевтонский орден). Мысль о возвращении Св. Земли не
была, однако, окончательно оставлена на Западе. В 1312 г. папа Климент
V проповедовал крестовый поход на виеннском соборе. Несколько государей
дали обещание идти в Святую Землю, но никто не пошел. Несколько лет спустя
венецианец Марино Сануто составил проект крестового похода и представил
его папе Иоанну XXII; но время крестовых П. прошло безвозвратно. Кипрское
королевство, подкрепленное бежавшими туда франками, долго еще сохраняло
свою независимость. Один из его королей, Петр I (1359—69), объехал всю
Европу с целью поднять крестовый поход. Ему удалось завоевать и ограбить
Александрию, но удержать ее за собой он не мог. Окончательно ослабили
Кипр войны с Генуей, и после смерти короля Иакова II остров попал в руки
Венеции: вдова Иакова, венецианка Катерина Корнаро, по смерти мужа и сына
вынуждена была уступить Кипр своему родному городу (1489). Республика
св. Марка владела островом почти целое столетие, пока не отняли его у
нее турки. Армения, судьба которой со времени первого крестового похода
была тесно связана с судьбой крестоносцев, отстаивала свою независимость
до 1374 г., когда мамелюкский султан Ашраф подчинил ее своей власти. Когда
османские турки утвердились в Малой Азии, перенесли свои завоевания в
Европу и
|