то есть не около порогов, волоков, не отмечали дневные перегоны речных судов, но подчинялись ритму сухопутных дорог, стекавшихся с ближайшей округи к реке, у бродов, мостов и т.д.
Росту городов несомненно способствовала концентрация в их стенах юридических и административных функций. Даже если крупные сеньоры и не жили в городах, здесь все равно обитали их многочисленные управляющие, клирики, министериалы. Эти группы создавали свой особый образ жизни, демонстрировали более высокий стиль потребления, что придавало дополнительный динамизм городскому рынку и городской экономике в целом.
Все эти изменения подготавливали стремительный и спонтанный рост городов конца XI-XIII в. Из ныне существующих городов Франции лишь 12% были основаны после XIII в. Это означает, что урбанизация достигла тогда своего оптимума. Развитие городов вызывало к жизни специфическую организацию: начиная с 1070 г. (город Ле Манн) возникают клятвенные союзы горожан, жителей бургов ("буржуа"), стремящихся самостоятельно управлять жизнью своего города, распоряжаться доходами от новых форм деятельности и, что крайне важно для феодального общества, требовавших подсудности собственному суду. Порой становление коммун сопровождалось конфликтами с сеньором города (чаще всего с епископом), как это было в Камбре и в Лане. Однако обычно городам удавалось на тех или иных условиях выкупить свои свободы при посредничестве короля. В сущности же не только король, но и местный сеньор были заинтересованы в развитии городов, экономический и социальный подъем которых обогащал казну феодальных властителей. Организация горожан могла иметь разную структуру и разное название: консулат, муниципалитет, "жюри", "коммуна". Современные историки-урбанисты с пессимизмом относятся к намерениям установить некоторую иерархию в степени "независимости": локальные варианты были слишком многообразны. Ясно только одно: во Франции не возникли независимые города-республики, многие города вообще долгое время развивались без какой-либо формальной организации горожан (Париж и Орлеан).
То же можно сказать и о корпоративизме в сфере производства и торговли. В некоторых городах корпоративные организации купцов и ремесленников (ганзы, гильдии, цехи - "metiers") появляются достаточно рано - уже в XII в. Особенно это относится к таким важнейшим центрам сукноделия, как Лилль, Сент-Омер, Аррас, Руан, Бове, Париж, Шалон-сюр-Марн. Однако подобные организации не только не распространялись на все города Франции, но и никогда не охватывали всех отраслей хозяйственной жизни города.
В период второй половины XII - второй половины XIII в. новые стены сооружаются во всех или основных пригородных бургах. Такие стены, возведенные на рубеже XI и XII вв. вокруг Гента и Брюгге, увеличивают их площадь в десять раз. По времени процесс экспансии городов совпадает и с возведением основных готических соборов, чье величие так и осталось непревзойденным в последующие эпохи.
Пример Парижа может показаться чем-то исключительным: уже к концу XII в. он не знал себе равных; но именно поэтому он и интересен, поскольку ему суждено было стать моделью для остальных городов королевства.
Важный, но все же не самый важный город галло-римской эпохи, Париж-Лютеция, вольготно раскинувшийся на Сене (важнейшие общественные здания, термы, театр находились на Левом берегу), пустеет в период нашествий, сжавшись до Ситэ, уместившегося на одном из речных островов. В эпоху франкских королей здесь был собор, несколько приходских церквей, графский замок. В период каролингской стабилизации население Парижа растет, оно составляет уже 20 тысяч человек. На берегах возводятся монастыри, вокруг них появляются бурги. Последние, сильно пострадав во время нормандских нашествий, вновь оживают в XI столетии. Век спустя Париж становится уже важнейшим интеллектуальным центром Европы, резиденцией королей капетингской династии, успешно проводящих централизацию, важным портом на Сене, центром сукноделия. Он окружен целой серией бургов. На Левом берегу древнейший бург сложился вокруг монастыря Сен-Жермен-де-Пре. Помимо массивного монастырского строения романского стиля, в нем находились четыре приходские церкви, что свидетельствовало о многолюдности поселения. Соседнюю высоту занимал монастырь Святой Женевьевы и окружающий его бург, на юго-восточном склоне того же холма святой Женевьевы разместился бург при небольшом коллегиальном монастыре Сен-Марсель. В XII в. здесь были основаны также обитель уставных каноников Сен-Виктор и монастырь Сен-Медар, но бурги сложатся вокруг них лишь к началу следующего столетия. Несмотря на многочисленное население, пригородные бурги ("фобурги") Левого берега в значительной мере сохранили свой аграрный характер, среди жителей преобладали огородники и виноградари, склоны холмов до самой реки были покрыты огороженными виноградниками (clos). Виноградарство вообще сыграло огромную роль в развитии городов к северу от Луары. Эта сельскохозяйственная культура занимала исключительно пригородные районы. В силу климатических условий она требовала особого вложения труда, но приносила большую прибыль, так как находилась не только вблизи населенных городов, но и на границе зоны, где виноград уже не произрастал (Нормандия, Пикардия, Артуа, Фландрия). Древнейшей и очень ценной привилегией парижан стало освобождение от налогов на продажу вина "из собственных виноградников".