выражает некую общественную потребность.
Своего рода «бум», вызванный интересом к проблеме
восприятия смерти в разных культурах, действительно имел место в 70-е и 80-е
гг., и он породил ряд
интересных работ.
Проблема отношения к смерти и понимания
потустороннего мира — составная часть более общей
проблемы ментальностей, социально-психологических установок, способов
восприятия
мира. Ментальность выражает повседневный облик коллективного сознания, не
вполне
отрефлектированного и не систематизированного посредством целенаправленных
усилий теоретиков и
мыслителей. Идеи на уровне ментальностей — это не порожденные индивидуальным
сознанием
завершенные в себе духовные конструкции, а восприятие такого рода идей
определенной социальной
средой, восприятие, которое их бессознательно и бесконтрольно видоизменяет.
Неосознанность или неполная осознанность —
один из важных признаков ментальностей. В
ментальности раскрывается то, о чем изучаемая историческая эпоха вовсе и не
собиралась, да и не
была в состоянии сообщить, и эти ее невольные послания, обычно не
«отфильтрованные» и не
процензурированные в умах тех, кто их отправил, тем самым лишены намеренной
тенденциозности. В
этой особенности ментальности заключена ее огромная познавательная ценность для
исследователя.
На этом уровне удается расслышать такое, о
чем нельзя узнать из сознательных высказываний.
Круг знаний о человеке в истории, о его
представлениях и чувствах, верованиях и страхах, о его
поведении и жизненных ценностях, включая самооценку, резко расширяется,
делается многомерным и
глубже выражающим специфику исторической реальности; Очень существенно то, что
новые знания о
человеке, включаемые в поле зрения историка на уровне ментальностей, относятся
по преимуществу
не к одним лишь представителям интеллектуальной элиты, которые на протяжении
большей части
истории монополизировали образование, а потому и информацию, традиционно
доступную историкам,
но и к широким слоям населения.
Если идеи вырабатывают и высказывают
немногие, то ментальность — неотъемлемое качество любого
человека, ее нужно лишь уметь уловить. До этого «безмолвствовавшее
большинство», практически
исключаемое из истории, оказывается способным заговорить на языке символов,
ритуалов, жестов,
обычаев, верований и суеверий и донести до сведения историка хотя бы частицу
своего духовного
универсума.
Выясняется, что ментальности образуют свою
особенную сферу, со специфическими
закономерностями и ритмами, противоречиво и опосредованно связанную с миром
идей в собственном
смысле слова, но ни в коей мере не сводимую к нему. Проблема «народной
культуры» — сколь ни
неопределенно и даже обманчиво это наименование, — как проблема духовной жизни
масс, отличной
от официальной культуры верхов, ныне приобрела новое огромное значение именно в
свете
исследования истории ментальностей. Сфера ментальностей столь же сложно связана
и с материальной
жизнью общества, с производством, демографией, бытом.
Преломление определяющих условий
исторического процесса в общественной психологии, подчас
сильно преображенное и даже до неузнаваемости искаженное, и культурные и
религиозные традиции и
стереотипы играют в ее формировании и функционировании огромную роль.
Разглядеть за «планом
выражения» «план содержания», проникнуть в этот невыговоренный внятно и текучий
по своему
составу пласт общественного сознания, настолько потаенный, что до недавнего
времени историки и не
подозревали о его существовании, — задача первостепенной научной важности и
огромной
интеллектуальной привлекательности. Ее разработка открывает перед
исследователями поистине
необозримые перспективы.
Мне казалось нужным напомнить об этих
аспектах ментальности, поскольку именно в установках по
отношению к смерти неосознанное или невыговоренное играет особенно большую
роль. Но возникает
вопрос: каким образом историк, пользуясь проверяемыми научными процедурами,
может осуществить
эту задачу? Где искать источники, анализ которых мог бы раскрыть тайны
коллективной психологии и
общественного поведения людей в разных обществах?
Знакомство с трудами об отношении к смерти в
Западной Европе могло бы ввести в лабораторию
изучения ментальных установок. При относительной стабильности источников,
которыми располагают
историки, им приходится идти прежде всего по линии интенсификации исследования.
Ученый ищет