АРЬЕС Филипп
"ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД
ЛИЦОМ СМЕРТИ"
ФИЛИПП АРЬЕС: СМЕРТЬ
КАК ПРОБЛЕМА
ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
В чем причина того, что среди проблем истории
культуры и мировосприятия, разрабатываемых
современными историками, проблема смерти занимает одно из видных мест? До
сравнительно
недавнего времени она их почти вовсе не занимала. Молчаливо исходили из
постулата, что смерть
всегда есть смерть ("люди рождались, страдали и умирали..."), и
обсуждать здесь, собственно, нечего.
Из цеха историков только археологи, имеющие дело с человеческими останками,
могилами и их
содержимым, и этнологи, изучающие погребальные обычаи и ритуалы, символику и
мифологию,
соприкасались с этой темой. Теперь же перед исторической наукой вырисовалась
проблема восприятия
смерти людьми в разные эпохи, их оценки этого феномена. И оказалось, что это в
высшей степени
существенная проблема, рассмотрение которой способно пролить новый свет на
системы мировидения
и ценностей, принятые в обществе.
То, что историки до недавнего времени
обходили молчанием эту проблему, объясняется непониманием
того, во-первых, сколь важную роль смерть играет в конституировании картины
мира, присущей
данной социально-культурной общности, равно как и в психической жизни, и,
во-вторых, сколь
изменчивы — при всей стабильности — эта картина мира и, соответственно, образ
смерти и загробного
существования, отношения между миром живых и миром мертвых.
Когда историки наконец всерьез занялись
проблемами смерти, обнаружилось, что смерть — не только
сюжет исторической демографии или богословия и церковной дидактики. Смерть —
один из коренных
«параметров» коллективного сознания, а поскольку последнее не остается в ходе
истории
недвижимым, то изменения эти не могут не выразиться также и в сдвигах в
отношении человека к
смерти. Изучение этих установок может пролить свет на отношение людей к жизни и
основным ее
ценностям. По мнению некоторых ученых, отношение к смерти — своего рода эталон,
индикатор
характера цивилизации. В восприятии смерти выявляются тайны человеческой
личности. Но личность,
условно говоря, — «средний член» между культурой и социальностью, то звено,
которое их
объединяет. Поэтому восприятие смерти, потустороннего мира, связей между живыми
и мертвыми —
тема, обсуждение которой могло бы существенно углубить понимание многих сторон
социально
культурной действительности минувших эпох, лучше понять, каков был человек в
истории.
Еще недавно как бы не существовавшая для
исторического знания проблема смерти внезапно и
взрывообразно возникла в горизонте исследования, приковав к себе внимание
многих историков,
прежде всего историков, занимающихся историей Европы в средние века и в начале
Нового времени.
Обсуждение этой проблемы, осветив до того остававшиеся в тени стороны
ментальности людей этих
эпох, вместе с тем обнаружило новые аспекты научной методологии историков. Тема
осознания смерти
в истории с особенной ясностью обнаружила связь направлений научных поисков в
гуманитарных
дисциплинах с современностью. Внимание историков все сильнее притягивает
история человеческого
сознания, притом не только, даже не столько идеологические его аспекты, сколько
аспекты социально
психологические .
Литература, посвященная смерти в истории, уже
с трудом поддается обозрению. Французский историк
Мишель Вовелль, давно занимающийся этой проблемой, в одной из своих статей
предостерегает
против смешения научного исследования восприятия смерти с модой. Впрочем, ведь
и мода тоже