Никогда человек так не любил жизнь, как на
исходе Средневековья. История искусств дает тому
косвенное доказательство. Люди этого времени, страстно привязанные к вещам,
противились мысли об
уничтожении и исчезновении. Поэтому они должны были по-новому ценить
изображение вещей,
дающее им как бы новую жизнь. Так родилось тогда искусство натюрморта — запечатления
неподвижных, застывших вещей, дорогих человеческому сердцу.
Avaritia и натюрморт
Существует, как я полагаю, заслуживающая
внимания связь между avaritia и искусством натюрморта.
Самый неподготовленный наблюдатель будет поражен различием в изображении вещей
в период,
предшествующий XIII в., и в XIV-XV вв.
До XIII в. вещь почти никогда не
рассматривалась как источник жизни, но как знак. Конечно, есть
немало произведений, которые на первый взгляд опровергают этот тезис, например
большая фреска
«Свадьба в Кане Галилейской», где вещи на пиршественном столе вынесены на
передний план и им
придается большое значение. По сюжету это можно было бы назвать уже
натюрмортом, но скорее
натюрмортом Сезанна или Пикассо, нежели миниатюриста XIV в., живописца XVII в.
или даже Жан-
Батиста Шардена (XVIII в.).
«Свадьба в Кане» в церкви в Бринэй относится
к XII в. На длинном столе стоят одно подле другого
семь глиняных блюд в форме чаш, простых и красивых. На некоторых из них плоско
лежат крупные
рыбины. Блюда с рыбой открыты зрителю на три четверти: они словно приподняты в
воздух. Ни веса,
ни плотности этих предметов мы не ощущаем, ни один из них не удерживает нашего
внимания и не
отвлекает его от композиции фрески в целом.
В искусстве до XIII в. предметы часто расположены
в порядке, определяемом не реальной, а
метафизической, мистической их иерархией. Взглянем, например, на занавеси,
которые благодаря
своей роли в литургии часто встречаются на миниатюрах каролингской и романской
эпохи: занавеси
скрывали от глаз непосвященных священные предметы. На одной миниатюре XI в.
занавеси
распахнуты, позволяя св. Радегунде подойти к алтарю. Занавеси сделаны из легкой
плиссированной
ткани, колеблющейся при малейшем дуновении ветерка. Эти занавеси не имеют
собственного
материального значения, но лишь сакральную функцию: скрывать или раскрывать то
священное, что
находится за ними. Они также не неподвижны: их колеблет ветер, долетающий из
мира
потустороннего и заставляющий занавеси обернуть, укрыть собой колонну у алтаря,
где молится св.
Радегунда[140].
Начиная с XIV в. вещи изображаются иначе. Не
то чтобы они перестали быть знаками, ведь белая
ткань или книга оставались тогда в такой же мере символами, как и в романскую
эпоху. Но отношение
между знаком и обозначаемым изменилось: чистота — в той же степени атрибут
лилии, в какой лилия
— символ чистоты. Вещи завоевали абстрактный
мир символов. Предметы представляются ради них
самих, не из стремления к реализму, к правдоподобию, а просто из любви к самим
вещам. Реализм и
иллюзионизм явятся, быть может, лишь следствиями того прямого отношения,
которое искусство XIV-
XV вв. установило между предметом и зрителем.
Отныне в каждую сюжетную картину художник
вводит один или несколько натюрмортов. С конца
XIV в. появляются, а в XV-XVI вв. утверждаются
две основные характеристики натюрморта:
предметы обладают свойственной им плотностью и располагаются и группируются в
определенном
порядке, чаще всего внутри замкнутого пространства. Хороший пример тому — одно
из
«Благовещений» анонимного Флемалльского Мастера первой половины XV в. в
брюссельском Музее
изящных искусств. Все вещи здесь обретают плотность и весомость, которой они не
имели в
воздушном мире искусства «первого Средневековья». Возьмем хотя бы длинную
салфетку с бахромой.
Как отличается эта тяжелая неподвижная ткань от легких вуалей, колеблемых
неземным, ирреальным
ветерком, на романских миниатюрах! Салфетка Флемалльского Мастера — это
по-прежнему знак