совершения традиционного ритуала. Этот пример
говорит о том, как опасно видеть в англосаксонской
модели перевернутой смерти просто модель протестантскую, противопоставляя ее
модели
католической, более архаичной.
Социальный ареал новой модели так же четко
очерчивается, как и ареал географический. Так,
исследование Горера показало, что запрет на траур характерен для среды
буржуазии или среднего
класса. В рабочих семьях обычай носить траур и поминать усопшего сохраняется
сильнее.
Исследованиями, проведенными в США в начале 70-х гг., установлено: традиционный
образ смерти
как покоя, requies, считавшийся уже исчезнувшим, присутствует в сознании еще 54
% опрошенных,
однако в среде американской либеральной интеллигенции старое представление о
смерти присуще
лишь 19 %. Другим предметом исследований было активное или пассивное отношение
к смерти.
Самые состоятельные и образованные оказались
одновременно наиболее активными (они составляют
завещания, склонны страховать свою жизнь), но и наименее озабоченными смертью
(сама их
активность позволяет им отстранять от себя мысль о конце). Напротив, низшие
классы общества
относятся к смерти пассивно и с традиционной покорностью, но для них смерть
остается чем-то, что
постоянно присутствует в их жизни, тяготеет над ними, независимо от того,
смиряются ли они с ней
или нет.
Примечательно, что колыбель современной
модели смерти совпадает с зоной распространения rural
cemetery, а, напротив, зона урбанизированных кладбищ с монументальными
надгробиями оказывается
вместе с тем наиболее консервативной в отношении к смерти и трауру. В
предыдущей главе мы
показали, как эта оппозиция двух типов кладбища выражает фундаментальные
различия в отношении к
природе. Rural cemetery является свидетельством фактического культа природы,
урбанизированное
кладбище — свидетельством фактического безразличия к ней. Неясная, но сильная
вера в
преемственность и благость природы пронизывает собой, как мне кажется,
религиозную и моральную
практику стран англосаксонской культуры и делает популярной мысль о том, что
страдание, болезнь,
смерть должны и могут быть устранены из повседневной жизни.
Корреляцию можно установить также между
географией перевернутой смерти и ареалом второй
промышленной революции с ее «белыми воротничками», гигантскими городами и
утонченной
техникой. Уже в предыдущей главе нам встретилось понятие «счастливый
индустриализм»,
появившееся в сочинении позитивиста 80-х гг. прошлого столетия, но особенно
подходящее к эпохе
после второй мировой войны. Позитивисты предчувствовали сто лет назад прямую
связь между
индустриализацией, прогрессом техники, возросшим стремлением человека к счастью
— и
гедонистическим отталкиванием смерти, желанием максимально устранить ее из
повседневной жизни.
То, что в их времена было чистой теорией и великим предвидением, стало в наши
дни реальностью.
Начиная с первой трети XX в., а в США даже раньше, техника стала подчинять
своему безраздельному
влиянию не только производство и вообще экономику, но и общественную и личную
жизнь.
Возобладала идея, что власть техники беспредельна и над человеком, и над
природой. Появилась
иллюзия, будто техника может в некотором смысле подавить смерть. Ареал
распространения модели
перевернутой смерти — это также ареал самой восторженной веры в технику и ее
способность
преобразовать человека и природу.
Наша сегодняшняя модель смерти, таким
образом, родилась и получила развитие там, где особенно
сильна была первоначально вера в природу, как бы устраняющую смерть из
повседневной жизни, а
затем вера в технику, приходящую на смену природе и вытесняющую смерть еще
более надежно.
Однако культурное течение, о котором здесь
идет речь, не было однородным даже там, где оно
зародилось. Между Англией и Америкой есть большое различие. В Англии все
стремилось к тому,
чтобы устранить смерть с поверхности, с внешней стороны жизни: вытеснение и
запрет на траур,
упрощение погребального обряда, кремация вместо захоронения тела на кладбище и
даже обычай
развеивать пепел по ветру. В целом эта цель была там достигнута. Из наблюдаемой
повседневности
англичан смерть совершенно вытеснена; только в пресвитерианской Шотландии, у
католиков и
ортодоксальных евреев старые взгляды и привычки в отношении смерти смогли
сохраниться.
В США и Канаде устранение смерти было менее
радикальным: она не совсем исчезла из городского
пейзажа. Не то чтобы мы еще могли созерцать в Северной Америке старинные
похоронные процессии,
но с ярких вывесок посреди городских улиц глядят на нас слова, напоминающие о
смерти и погребении
и кажущиеся запретными: funeral home, funeral parlour. Впечатление такое, что
американской культуре