состояние или, как вариант, в иное измерение.
В любом случае смерть воспринимается
как «пограничная ситуация», нарушившая или грозящая
нарушить естественный ход вещей, т.е. оборвать непрерывность бытия и тем самым
внести хаос во все
устоявшиеся структуры, в том числе и общественные. Из этого следует, что
похоронные обряды
необходимы обществу прежде всего для того, чтобы «продлить» посмертное (как
минимум, социальное)
существование того или иного индивидуума и таким образом спасти социум от
возникшей в нем
«неопределенности». Другими словами, основная часть действий в сфере обращения
с умершими
может рассматриваться как попытка социума заново утвердить порядок,
нарушенный смертью.
Следует подчеркнуть, что и большинство других обрядовых (ритуальных)6
действий в первую очередь
призваны восстановить непре
рывность, существовавшую на уровне Космоса (Мироздания, Миропорядка), за
счет восстановления
непрерывности на уровне «своего космоса», которая существовала до возникновения
критического
(переходного) состояния, вызванного сменой времени года, власти, социального
статуса и прочими
причинами [Топоров В.Н., 1988, с. 23—29]. Ситуация «перемены», известная и по
другим обрядам
(классифицируемым как rites de passage — «обряды перехода» [Gennep van А.]),
также связанным с
маргинальными состояниями рождения (напр., [Чвырь Л.А.]), посвящения (напр.,
[Пропп В.Я., 1986, с.
52—111]), бракосочетания (напр., [Байбурин
А.К., Левинтон Г.А.]), возникает и в момент смерти.
Поэтому в основе ритуальных действий,
направленных на обращение с умершими, тоже лежит
стремление социума восстановить порядок, нарушенный на уровне микрокосмоса —
умершего
(новорожденного, инициируемого, вступающего в брак), заполнить образовавшуюся
пустоту, устранить
создавшийся перерыв7 и тем самым спасти М И Р от ХАОСА, что и
является основным мотивом
первобытных ритуалов8.
Справедливо считается, что Рождение, Половое
созревание и Бракосочетание составляют три
важнейшие ступени человеческого существования. Они же (KXiAaK-rfip,
лат. climacter) — переломные
моменты, в которые человеческая жизнь подвергается крайней опасности. Точнее
говоря, любой
человек, проходя одно из этих маргинальных состояний, переживает малую
смерть, переходя из
одного качественного состояния в принципиально иное — умирает в одном качестве
и рождается
(возрождается) в другом. И каждый раз, попадая в эти пограничные ситуации,
индивидуум испытывает
максимальное давление хаоса, поскольку его собственное Я (микрокосм) находится
в состоянии
практически полной неопределенности, переходя от известного (обыденного) к
неведомому, от
привычного к непознанному, от покоя к движению, от меньшего к большему и т.д.
То же касается и
Смерти...
Другими словами и по большому счету, у
Индивидуума есть три главные цели: Родиться, Родить и
Умереть, а задача Социума — помочь ему спокойно и достойно этих целей
достигнуть и тем самым
утвердить равновесие в человеческом обществе, сохранить установленный
Миропорядок.
Но описанная мотивация присуща не только
архаическому (мифологическому) сознанию. В
редуцированном и трансформированном виде идея «продления посмертного
существования», как и
идея «перехода», свойственна и историческому, и естественнонаучному сознанию.
Социум (на всех
уровнях своей организации, вплоть до государственного) заботится о своих (а
порой и о чужих)
умерших, и спектр этой заботы чрезвычайно широк: от учреждения разнообразнейших
культов (к
примеру, культов вождей или героев)9, в основе которых нередко лежат
и чисто политические
соображения, до создания особых корпораций, ведомств, служб и т.д. уже по иным,
например
санитарно-гигиеническим, соображениям10.
Принципиально важно еще одно свойство,
характерное для всех «обрядов перехода», в особенности
индивидуально направленных, таких, как рождение, посвящение (вариант —
инициация), брак, смерть.
Оно заключается в необходимости изоляции не только самого «посвящаемого»
(вступающего в жизнь, в
брак, в сан, в новый социальный статус,
в загробный мир и т.д.), но подчас и других
(всех, некоторых) участников rites de passage:
новорожденного и/или роженицы, невесты и/или жениха, жены/мужа и их
родственников (например,
обряды избегания), неофитов и посвященных, самих посвятителей и пр. Такая
изоляция может быть
полной и постоянной (до завершения обряда), но может быть частичной и
временной, в зависимости
главным образом от статуса посвящаемого и значимости самого перехода.
Безусловно, это касается и
умершего, иногда подвергающегося лишь частичной и временной изоляции (как,
например, у парсов в
ката (насахона) — особых помещениях, в которых происходят предпохоронные
операции и которые
отделены от жилых покоев [Иностранцев К.А., 1909, с. 99, 100]), а иногда —
полной и постоянной, как
это происходит, например, при его окончательном захоронении.
В той же мере изоляции подвергаются члены
социума, имеющие касательство к умершему и/или
занятые (часто по роду деятельности) в сфере обращения с умирающими и/или
мертвыми путем
табуирования (опять-таки полного или частичного) контакта с родственниками
покойного11 или
профессионалами-тафологами: могильщиками, гробовщиками, обмывальщиками
[Снесарев Г.П., с.
157—179; Кармышева Б.Х., с. 142],
бальзамировщиками, кремировщиками [Народы, с. 363], дро
бильщиками трупов12 и др., что во многих случаях маркируется .их
особой одеждой [Иностранцев К.А.,
1911, с. 557—560], особыми местами их поселения (например, officinae —
специальные жилища (род
казарм), устроенные императором Константином в каждом квартале Рима для
могильщиков [Бородин
Н.А., с. 40]) и даже погребения их на
отдельных кладбищах или отдельных участках общих кладбищ