разграничительную линию между такими
действиями и терминами, как «погребение» — «выставление»
и «ингумация» — «кремация».
Но уже в советское время происходит смешение
этих понятий. Вот что пишет А. Л. Монгайт для
Большой Советской Энциклопедии:
«ПОГРЕБЕНИЕ, ПОХОРОНЫ, обычаи, связанные с
различными способами захоронения покойников и
выражающие отношение людей к умершим и их смерти... Кроме наиболее
распространенного захороне
ния в землю с эпохи бронзы известно сожжение трупов» [Монгайт А.Л., 1975. Т.
20, с. 93].
Ту же ошибку совершает и С.А.Токарев (?) в
статье для «Советского энциклопедического словаря»:
«ПОГРЕБЕНИЕ (похороны), обычаи захоронения покойников (в археологии — и
самозахоронение).
Появилось в эпоху мустьерской культуры. Обряды погребения отражали двойственное
стремление —
удалить, обезвредить умершего и проявить заботу о нем (связывание трупов,
заваливание камнями,
кремация и т.п. сочетались со снабжением умершего инвентарем, а также
жертвоприношениями,
мумификацией
18
и др.). Обряды погребения зависели от
общественного положения умершего (курганы вождей,
пирамиды фараонов), религиозных представлений и др. Погребение иногда
сопровождалось или
завершалось поминками, тризной. В современную эпоху практикуются кремация и
захоронение в
землю» [СЭС, с. 1030].
Специальный интерес представляют и
определения, содержащиеся в современной археологической
литературе. Приведем небольшую, но весьма показательную выборку.
Д.А.Авдусин в книге «Полевая археология СССР»
приводит, хотя и в очень усеченном виде, как
значение (выражает динамику), так и подзначение (выражает
статику) термина «погребение»:
«Погребения делят на трупоположения (ингумации), из которых наиболее древние
относятся к
палеолиту, и трупосожжения (кремации), появившиеся в бронзовом веке» [Авдусин
Д.А., с. 47].
«Древние погребения подразделяются на могилы,
не имеющие насыпей, и курганы, имеющие
могильные холмы» [там же, с. 44].
Как видно, и здесь происходит смешение таких
понятий, как «кремация» и «ингумация», и это
недоразумение (увы!) «закреплено» в сознании многих специалистов.
Есть в этом учебном пособии и определение
понятия «погребальный обряд», предлагаемое в качестве
«традиционной точки зрения»:
«...погребальный обряд — это конструкция
могилы и надмогильных сооружений, особенности
положения костяка (или конструкция кострища) и особенности расположения вещей»
[там же, с. 47].
Из дальнейшей подборки станет ясно, что
данное определение хотя и находится за пределами критики,
но по своей форме является далеко не самым неудачным среди многочисленных попыток,
так сказать,
формального подхода к изучению погребальных обрядов и соответствующих поисков
рабочих
(«работающих») дефиниций:
Алекшин В. А. («Социальная структура и
погребальный обряд древнеземледельческих обществ»):
«Погребальный обряд относится к категории обрядов, при помощи которых общество
санкционирует
переход человека из одного качественного состояния в другое». «С одной стороны,
погребальный
обряд состоял из одобренных традицией ритуальных действий, происходящих до
похорон, в момент
похорон и после них...». «С другой стороны, он включал материальные элементы,
характеризующие
общественное положение умершего: погребальное сооружение, набор погребального
инвентаря, сюда
входит и поза умершего...». «Совокупность ритуальных действий и материальных элементов
представляет стандартный (традиционный) погребальный обряд любой
археологической культуры»
[Алекшин В.А., с. 6].
Г е н и н г В. В. («К вопросу об изучении
преемственности археологических культур эпохи бронзы
степной полосы Восточной Европы»): «В археологии под понятием погребального
обряда понимаются
конечные результаты деятельности по захоронению умершего и совершению различных
ритуальных
действий, т.е. та часть деятельности, которая осталась опредмеченной в остатках
сооружений, вещах,
положении скелета и т.п. Таким образом, хотя погребальный обряд фиксируется в
значительной
степени усеченным, но по остаткам явлений, повторяющихся
19
с различной степенью однообразия на многих
объектах. Это позволяет формализовать отдельные
части останков и произвести их статистический учет и анализ» [Генинг В.В., с.
143].
Лебедев Г. С. («Погребальный обряд как
источник социологической реконструкции. По материалам
Скандинавии эпохи викингов)»: «Погребальный обряд в археологическом значении
термина можно рас
сматривать как систему взаимосвязанных признаков, характеризующих: 1) способ
погребения
(кремация, ингумация)...; 2) вид захоронения, помещения останков (в урне, яме,
гробу, на кострище и
т.д.)... ; 3) конструкцию погребального сооружения (насыпь, грунтовая могила,
перекрытая камера, циста
и т.д., а также их параметры)...; 4) состав и размещение жертвоприношений,
погребального инвентаря
(вещи на покойнике, вещи при нем, останки животных)...» [Лебедев Г.С., 1977, с.
24].
Назаренко В. А. («Классификация погребальных
памятников Южного Приладожья»): «В данной работе
погребальный обряд рассматривается как комплекс, сочетающий в себе три основных
категории
признаков: 1) конструкцию погребального сооружения; 2) состояние и положение
останков
погребенного; 3) характер и размещение погребального инвентаря. Учитываются и
такие особенности
обряда, как остатки тризн или жертвоприношений. Устойчивое сочетание этих
основных категорий