целенаправленное (полное, частичное) разру-
27
шение как отдельных погребений33,
так и целых некрополей, связанное с хозяйственными и другими
видами деятельности (например, аланский могильник Зильги (Северная Осетия),
уничтожаемый
карьером кирпичного завода, и множество курганов южнорусских степей,
исчезнувших при мелиорации,
— наблюдения автора). При
частичном разрушении, скажем, сносе наземных сооружений и
последующей застройке территории некрополя, может происходить и псевдоконсервация
того или иного
памятника (например, в современных городах).
Наблюдаются и последующие действия
«отклоняющегося» характера, направленные на поругание
останков умершего либо его памяти через осквернение его погребального и/или
мемориального соору
жения.
Последующие обрядовые действия могут быть
также нацелены и на возвеличивание умершего
посредством создания ему новых, более пышных (например, «памятники неизвестному
солдату»)
погребальных и/или мемориальных сооружений и т.п. или же, наоборот, на принижение,
уничижение
покойного посредством либо разрушения старых, либо построения новых, менее
пышных погребальных
и/или мемориальных сооружений и т.п.
Исходными позициями этих двух направлений
последующих обрядовых действий являются: а)
сохранение сложившегося положения в поддерживании «посмертного» существования и
б) предание
забвению памяти об умершем и всех символических ее выражений, ведущее к
естественному
разрушению и исчезновению существовавших сооружений.
Таким образом, и в последующих
(сакрализованных и несакрализо-ванных) действиях прослеживаются
два разнонаправленных пути: один может быть ориентирован на возвеличивание
умершего, другой —
на его уничижение, порой вплоть до применения к самому умершему или его
останкам прямо
противоположного ритуала: погребение — выставление; выставление — погребение;
трупоположение
34
— трупосожже-ние и т.п.34.
Очевидно, что во всех трех циклах посмертного
обращения (предваряющем, завершающем и
последующем) последовательно или попеременно присутствуют две основные
тенденции: тенденция к
сохранению и тенденция к уничтожению, проявляющиеся в отношении к умершим, к их
погребальным
и/или мемориальным сооружениям и, наконец, к продлению их «посмертного»
существования.
Тенденция, проявляющаяся в одном цикле, может продолжиться во втором и третьем,
а может и
измениться: так, тенденция к сохранению, просматривающаяся в первом цикле
(птоматологическом),
может перейти в тенденцию уничтожения во втором (тафологическом) цикле35
и вновь обратиться в тен
денцию сохранения в третьем (мнемологическом) цикле36, но,
естественно, возможны и другие
варианты.
Следует подчеркнуть, что обрядовые действия,
во-первых, могут ограничиваться только одним циклом
(чаще всего — завершающим, причем иногда в редуцированном варианте, как,
например, при похоро
нах конунга Хакона Доброго [Снорри Стурлусон]), а во-вторых, иметь как
равновесную материально
духовную (символическую) нагрузку во всех трех циклах посмертного обращения
(как при погребении
фарао-
28
нов эпохи Древнего царства), так и
неравновесную (например, относительно продолжительные,
сложные и дорогостоящие обрядовые действия предваряющего цикла могут переходить
в сравнительно
простые, кратковременные и малостоящие акции в завершающем цикле, без
продолжения в
последующем: по смерти богатого йоруба (Западная Африка) устраиваются сложные
похоронные
церемонии, а затем происходит погребение в простой могиле, без погребального
инвентаря [Ucko P.J.,
р. 262—280]), или, наоборот, дорогостоящие последующие обрядовые действия (например,
разорительные поминки (потлач) у некоторых народов) устраиваются при наличии
весьма скромного по-
гребения37.
Кратко охарактеризовав все три цикла, которые
проходит посмертное обращение, вернемся к
основному предмету рассмотрения, к тафологическому циклу обрядовых действий, и
напомним, что
процесс создания преднамеренного погребения может быть определен как
целенаправленный перенос
останков умершего из био- или моросферы, где они временно находились, в
тафосферу, где они будут
находиться постоянно или вплоть до момента вскрытия захоронения, если оно
последует.