Так вот, удавив пятьдесят человек этих
слуг и пятьдесят самых красивых лошадей, вынув у них
внутренности и очисгив, наполняют мякиной и зашивают. Укрепив на двух бревнах
половину колеса, а
другую половину колеса на двух других бревнах и воткнув таким вот образом много
пар бревен, они
затем, проткнув лошадей в длину до шеи толстыми кольями, поднимают их на
колеса... Каждого из
пятидесяти юношей усаживают по одному на лошадь... Расставив таких всадников
вокруг могилы, они
уходят». Рассказ Геродота дается по [Доватур
А.И. и др., с. 127, 310 — 314] (там же см. археологические
реалии и историко-этнографические параллели).
«Есть у римлян обычай: причислять к сонму
богов тех императоров, что умерли, оставив после себя
детей-преемников; такие почести называются у них апофеозом. ... Тело покойного
предается земле — с
пышностью, но в общем так же, как хоронят всех людей; а потом лепят из воска
изображение покойного,
совершенно с ним схожее, и выставляют его при входе во дворец на огромном и
высоко поднятом ложе из
слоновой кости, устланном покрывалами с золотым шитьем. Восковая фигура лежит
на виду у всех,
бледная как больной. А по обеим сторонам ложа большую часть дня сидят: слева —
весь сенат в черном,
а справа — все те женщины, которые пользуются особым уважением... Это длится
семь дней; приходят
врачи, каждый раз приближаясь к ложу... и каждый раз говорят, что ему все хуже.
А когда станет ясно,
что он уже умер... поднимают ложе, несут его по Священной дороге и выставляют
на старом форуме —
там, где обычно слагают с себя полномочия римские должностные лица. ...После
этого, взяв ложе на
плечи, его несут за пределы города, на поле, называемое Марсовым. Там, в самом
широком месте, уже
стоит своеобразное строение: четырехугольное, с равными сторонами, состоящее
исключительно из
скрепленных между собою огромных бревен, — что-то вроде дома. Внутри оно все
заполнено хворостом,
а снаружи украшается расшитыми золотом коврами, статуями из слоновой кости и
разнообразными
картинами. На первом, нижнем строении стоит второе такой же формы и с такими же
украшениями,
только меньше первого; воротца и дверцы, сделанные в нем, распахнуты. Дальше
идут третье и
четвертое, каждое меньше расположенного под ним, и все это заканчивается
последним, которое
меньше всех других. ...Поднеся сюда ложе, его ставят во второе снизу строение;
сюда же несут
благовония и пахучие растения... Когда вырастает целая гора из благовоний...
начинается конный парад
перед погребальным строением... Когда совершено и это, преемник императора,
взяв факел, подносит
его к зданию... Все это очень быстро загорается... Из последнего, самого
небольшого строеньица, вы
летает орел... Римляне веруют, что он уносит на небеса душу императора...»
[Геродиан. IV. 2 (1 — 11)].
Ср. с обычаем выставлять «заместителя
умершего» (восковую или деревянную статую, часто лежащую на парадной
постели) при похоронах французских и английских королей. Статуи последних — в
Вестминстерском аббатстве,
«где их при необходимости реставрировали или
заменяли новыми» [Арьес Ф., с. 169].
VI
«А если умрет человек из их
(тюрков-огузов, по описанию Ибн Фадлана — ю.с.), (числа ) , то для него
выроют большую яму в виде дома, возьмут его, наденут на него его куртку, его
пояс, его лук... и положат
в его руку деревянный кубок с набиэом (медовым напитком [Рыбаков б.а., с.
308]), оставят перед ним
деревянный сосуд с наби-зом, принесут все, что он имеет, и положат с ним в этом
доме. Потом посадят
его в нем, и дом над ним покроют настилом и накладут над ним нечто вроде купола
из глины. (Потом )
возьмут его лошадей и в зависимости от их численности убьют из них сто голов,
или двести голов, или
одну голову и съедят их мясо, кроме головы, ног и хвоста. ...Они растягивают (все
) это на деревянных
сооружениях и говорят .Это лошади, на которых он поедет в рай". Если же он
когда-либо убил человека и
был храбр, то (они ) вырубят изображения из дерева по числу тех, кого он
убил, поместят их на его
могилу и скажут: ,Вот его .отроки (рабы. — /О.С.), которые будут служить ему в
раю"» [Ковалевский А.П.,
с. 128].
«Итак, они (русы, по описанию Ибн Фадлана,
с дополнениями Рази. — Ю.С.) положили его (главаря русов. —
Ю.С.) в его могилу, покрыли ее над ним настилом на десять дней, пока не
закончат кройки его одежд и их
сшивания.
...Если (это ) бедный человек из их
числа, то делают маленький корабль, кладут его в него и сжигают его
(корабль ) ”.
64
65
Если же он был невольник, они оставят его в
его положении (в стороне от поселения. — Ю.С.), (так что ) его едят
собаки и хищные птицы.
Что же касается богатого, то собирают все,
что у него имеется, и делят это на три трети,
причем (одна ) треть — для его семьи, (одна ) треть на то, чтобы на нее
скроить для него
одежды, и (одна ) треть, чтобы на нее приготовить набиз, который они пьют до
дня, когда его
девушка убьет себя и будет сожжена вместе со своим господином...
Когда же наступил день, в который должны
были сжечь его и девушку, я (Ахмед Ибн Фадлан. — Ю.С.)
прибыл к реке, на которой (нахо-дился ) его корабль, — и вот он уже вытащен (на
берег ) , и для него
поставлены четыре устоя из дерева... и вокруг них поставлено также нечто вроде
больших
помостов из дерева. Потом (корабль ) был протащен, пока не был помещен на это
деревянное
сооружение...
В середину этого корабля они ставят шалаш
из дерева и покрывают этот шалаш разного рода
„кумачами". Потом они принесли скамью, поместили ее на корабле, покрыли ее
стегаными
матрацами и византийской парчой, и подушки — византийская парча. И пришла
женщина-старуха,
которую называют ангел смерти, и разостлала на скамье упомянутые нами выше
подстилки. Это
она руководит его обшиванием и его (погребения. — Ю.С.) устройством, и она
убивает девушек12...
Когда же они прибыли к его могиле, они удалили землю с дерева (настила ) ,
удалили дерево и
извлекли его в покрывале, в котором он умер. ...Он уже почернел от холода этой
страны. Еще