Sceleratus sedes или limen — местопребывание
нечестивых в подземном царстве у римлян
9Л РС. 1913, с. 573].
9 Такое деление, конечно, условно. И историческое, и естественнонаучное
сознание не менее
мифологичны (по крайней мере на уровне ментальных структур мышления), чем
собственно
мифологическое (архаичное) сознание.
100 Продолжительное существование того или иного обряда
всегда приводит к деформации
отдельных элементов, а порой и к трансформации всей системы.
101 Несмотря на периодические колебания, приводящие то к
ослаблению связей между ними, то,
наоборот, к их усилению, например, от
низведения проблем, связанных со смертью и посмертным
обращением, на гигиенический уровень до возведения их на уровень — условно — этический
(этико-философский) [Вышеславцев Б. («Бессмертие, перевоплощение и
воскресение»); Газали,
1980; Ибн Сина, 1980; Кьерке-горС., 1993; Федоров (Статьи о регуляции) и др.], метафизический
[напр., АльмедерР., 1990; Баласубраманьян Р., 1990; Гроф
С. и К., 1990; Калиновский П.,
1991; Кларк Дж., 1992; Кюблер-Росс Э.,
1990; Лазарев С.Н.; ЛандсбергА., ФайеЧ., 1991;
Милославский П., 1994; Мо-уди Р., 1991, 1994;
Недзвецкий В., 1994; Рампа Л.Т., 1993; Ринг К.,
1990;
110
РоолингзМ., 1994; РэндлзД., Хог П., 1994;
УотсонЛ., 1991; Форд А., 1993], мистико-философский
[Бердяев Н., 1994; Блаватская Е., 1994; Карсавин Л., 1991; Лосский Н.,
1994; Розанов В., 1990;
Сведенборг Э., 1993; Флоровский Г., 1994; Франк С., 1994 и др.], философский
[Аристотель («О
душе»); Бируни («Индия»: гл. IV—VII, LXXIII); Гегель («Лекции по философии
религии: Понятие
религии»); Гераклит; Ле-цзы («Небесная доля»); Лейбниц («Монадология»,
«Теодицея»); Платон
(«Государство»: кн. I, 10; «Тимей», «Федон», «Филеб»); Радищев; Соловьев;
Чжуан-цзы («О том,
как вещи друг друга уравнивают», «Высший учитель», «Высшее счастье»); Шелли («О
будущем
состоянии»); Шпен-глер («Пространство и смерть»); Юм и др.] (см. также
[Чатопадхьяя Д., 1981] и
недавнюю сводку по русской философской танатологии [Исупов К.Г., 1994] или
популярные
публикации по танатологии С.Рязанцева [Рязанцев С., 1994а; 19946] и А.Лаврина
[Лаврин А.П.,
1993]), научный [напр., Гроф. С., Мечников И.И., 1987; Тейяр де Шарден
П., 1992; Шмальгаузен
И.И., 1926; Шор Г.В., 1925 и др.], психологический [Камю; Фрейд («По ту
сторону принципа
наслаждения», «Мы и смерть»); Юнг], социальный [напр., Вишев И.В., 1990;
Ламонт К., 1984],
исторический [напр., Арьес Ф., 1992], поэтический [Гомер
(«Одиссея»: Песнь XI); Вергилий
(«Энеида»: кн. VI); Лукиан («О смерти Перегрина», «Разговоры в царстве
мертвых»); Пиндар («2-я
Олимпийская песнь»: «Острова блаженных»); Данте; Мильтон; Толстой («Смерть
Ивана Ильича»,
«Три смерти»); Мэри Шелли; Джойс («Улисс», гл. 6); Ивлин Во («Незабвенная») и
др.],
мифопоэтический и мифологический [напр., Грейвс Р., 1992;
Мифологии древнего мира, 1977;
Мифы народов мира, 1987—1988; Славянская мифология, 1995; ТокарчикА., 1992 и
др.], не говоря
уже об уровне религиозном (о чем свидетельствуют так называемые Книги
мертвых [Египетская,
Индуистская, Тибетская и др.], пророческие, веро-и законоучительские книги
[АВЕСТА;
АРТХАШАСТРА; БИБЛИЯ; ВЕДЫ (Атхар-ваведа, Ригведа); ДЖАТАКИ; ЗОГАР («Душа»,
«Воскрешение мертвых»); КОРАН (Воскресение и суд — суры 36, 69, 75, 81—84,
94—101 и ел.); ЛИ
ЦЗЫ; МАХАБХАРАТА; МАХАПАРИНИРВАНАСУТРА; ТОРА (Танах, Мишна, Тал-муд);
УПАНИШАДЫ (напр., Катха-упанишада) и др.],
труды апостолов и отцов Церкви, как древней и
средневековой [Августин Блаженный («Попечение об умерших», «О бессмертии духа»,
«О жизни
блаженной», «О количестве душ»); Афанасий Великий («Житие Василия Новаго»);
Афинагор
Афинянин («О воскрешении мертвых»); Бонавентура («Путеводитель души к Богу»);
Григорий
Двоеслов; Григорий Турский («История Франков»: кн. VII, гл.1); Ефрем Сирин
(«Творения»);
Игнатий Лойола; Иоанн Дамаскин («О тленности
и нетлении», «О сошествии во ад», «О
воскресении»); Ипполит Римский («Слово о воскресении и нетлении»); Кирилл
Иерусалимский («И
воскресшего из мертвых»); Макарий Египетский; Мефодий Олимпийский («О
воскресении
мертвых»); Ориген («О Началах»: Кн. вторая, гл. 10, 11; Кн. четвертая. «Краткое
повторение
сказанного выше об Отце, и Сыне, и Святом Духе, и о прочем»); Тертул-лиан («О
воскресении
плоти») и др.], так и «новой» [Антоний Сурожский; Афанасий (Сахаров); Игнатий
Брянчанинов;
Сергий Булгаков; Лука Вой-но-Ясенецкий; Серафим (Роуз); Павел Флоренский и
др.]).
Часть
II
САКРАЛЬНЫЕ ТЕКСТЫ И ПОХОРОННЫЕ ОБЫЧАИ
ЗАКОНЫ XII ТАБЛИЦ*
Таблица X
1. Пусть мертвеца не
хоронят и не сжигают в городе.
2. Свыше этого пусть не
делают. Дров для (погребального костра) пусть топором не обтесывают.
3. Цицерон. О законах. II.
23. 59: Ограничив расходы (на погребение) тремя саванами, одной
пурпуровой туникою и десятью флейтистами, закон XII таблиц воспретил также и
причитания по