Дом Айши находился рядом с мечетью...
Впоследствии она была заключена в общий храм, имевший вид
колоннады, занимавший продолговатый четырехугольник, в 165 шагов длины, 130
шагов ширины, без крыши и с
четырьмя входными воротами. Колоннада, состоявшая из нескольких рядов колонн
разной величины, покрытых
штукатуркой и раскрашенных яркой краской, поддерживает ряд небольших белых
куполов, расположенных по всему
четырехугольнику. На четырех углах этого храма возвышаются величественные
пирамидальные минареты.
Около юго-восточного угла четырехугольника
имеется пространство, огражденное железной решеткой филигранной
работы, перевитой золоченой проволокой, так что внутренность нельзя видеть
иначе, как через маленькие окна в
шесть квадратных дюймов. Это огражденное пространство... называется Гаджирой и
заключает в себе гробницы
Магомета... и двух его преемников... Над этим священным местом возвышается
величественный купол, с позоло
ченным шаром и полумесяцем на вершине... Существовала чудесная сказка... будто
гроб Магомета висит в воздухе
без всякой поддержки... Вышеприведенные подробности сообщены Буркгардтом,
который проник и в Медину, и в
Мекку... [Вашингтон Ирвинг, с. 208—210].
1 В Сире нет согласия о дате погребения Пророка (11
или 8 июня 632 г.?), но все авторы сходятся на том, что день
его смерти совпал с днем его рождения, когда Мухаммеду исполнилось 63 года. —
А.К.
2 Хаффар — копающий (могилы ) . Очевидно, речь идет
не о простых землекопах, а о людях весьма уважаемых,
потому что оба имени сохранились и упоминаются в Сире. — А. К.
3 Ляхд — яма с нишей, с «подбоем». — Ю.С.
4 Катыфа — плюш, бархат, вельвет. Вероятнее всего,
здесь говорится о плюше или бархате. — А.К. «Плюш [нем.
Plusch] — шелковая, шерстяная или хлопчатобумажная ткань с ворсом на лицевой
стороне более длинным, чем у
бархата» [СИС, с. 368].
5 Текст Ибн Касира дан в приближенной передаче. — А.К.
6 Имам — предстоятель на молитве.
7 Речь идет о «Мечети Пророка» (Масджид ан-наби) в
Медине, построенной «самим Мухаммедом из кирпичей и
пальмовых деревьев», в пространство которой вошли могилы при третьем расширении
мечети, предпринятом
Валидом аль-Малеком в VIII в. (распоряжение о расширении мечети было отдано
Валидом в 705 г. — А.К.) [Две
священные мечети, с. 29, 30].
122
ПОГРЕБЕНИЕ МУСУЛЬМАНСКОЕ
Обряды и правила, соблюдаемые при смертном
одре (во время агонии). «Умирающего должно
положить на спину и обратить лицом к кеблею (по направлению к Каабе. — Ю.С.).
Засим прочесть ему,
и чтобы он повторил, сколько возможно, яснее, основные начала верования
исламизма и суры Яс (Йа
син. — Ю.С.) и Эльсафат (Стоящие в ряд. — Ю.С.), 36 и 37 Корана.
Когда умирающий испустит последнее дыхание,
ему закрывают глаза, завязывают подбородок длинным
полотном, обертывая оное вокруг головы, раскладывают руки вдоль тела и
прикрывают всего каким-
либо покрывалом так, чтобы не было видно ни одной части тела. Во время ночи
зажигают свечи, и
мертвое тело до похорон не оставляют без присмотра.
Омовение мертвого тела. I. Обряды омовения.
Мертвым телам совершается ггусль (омовение) водою
и тейемюм (умовение) землею, при недостатке и неимении воды. Ггессоль
(мугассиль), т.е. лицо, омы
вающее мертвое тело, должно стоять с правой стороны умершего; при начатии
омовения ггессоль
разрывает рубаху, имеющуюся на мертвом теле, испросив, впрочем, на сие
предварительное согласие
наследников, и снимает рубаху с тела. Засим приступается сперва к очищению тела
от внешних
нечистот, по адобе техоретхоне (обряды при омовении и очищении после
естественных испражнений),
и потом к ггуслю в том порядке и по тем правилам, как для этих родов очищения
предписано.
II. Правила омовения мертвых тел. При
омовении мертвых тел должны быть соблюдены следующие
главные правила: 1. Мертвое тело должно быть обращено лицом к кеблею. 2.
Омовение умершего
мужчины должен совершить мужчина, а умершей женщины — женщина. Из сего
исключаются супруги,
которые могут совершать один другому омовение. 3. Чтобы части 'еурет
(стыдливые части: от колен до
пупа) были всегда прикрыты. 4. Чтобы омовение не было совершено на открытом
воздухе. 5. При
совершении ггусль над мертвым телом требуется особое благоговение и
произнесение некоторых
молитв. (Мусульмане, приговоренные к смерти, должны при жизни получить омовение
мертвых по всем
предписанным обрядам.)
Обряды и правила, соблюдаемые при похоронах,
— дефн. По учинении омовения некоторые части
мертвого тела потираются камфорою, и на умершего надевают саван из бумажной
материи, без всяких
украшений, но белого цвета» [Изложение начал, с. 65—67].
«Кафан — погребальное облачение бедняка — это
кусок или два куска хлопчатобумажной ткани или обычный
мешок. Тело богача обычно сначала заворачивают в муслин, потом в более плотную
хлопчатобумажную ткань,
затем в кусок полосатой материи... а поверх всего этого завертывают в
кашмирскую шаль» [Лэйн Э.У., с. 396].
У таджиков и узбеков таких кусков материи
используется три для мужчин и четыре для женщин. Первые три
(четыре) представляют собой прямоугольные отрезки материи, размером примерно
50x50 см, называемые
«штаны», «рубаха», «тюрбан» (для женщин — пата — «тряпица» и синабанд
(«нагрудная повязка»); после этого
тело заворачивается в кафан (собственно саван) из
123
хлопчатобумажной или шерстяной материи (по
устному сообщению Л.А.Чвырь).
«Засим произносят над умершим молитву и тело
относят на кладбище. При выносе покойника и
переносе на кладбище никто из провожающих не должен идти впереди мертвого тела;
все обязаны
идти по сторонам или следом за оным. При встрече с мертвым телом всякий
мусульманин должен
прочесть молитву об упокоении умершего. До спуска тела в могильную яму оно
должно быть три раза
приостановлено у самой могилы (в восьми шагах) и при самом спуске вновь поднято
вверх.
Могила вырывается глубокая, по крайней мере в
рост могильщика, для того чтобы хищные звери не
могли разрыть оную.