(За такое небрежение тоже полагались телесные
наказания.) Надо всем, что подверглось осквернению
в ходе похорон, совершаются обряды очищения (в том числе с участием собак),
читаются молитвы,
заговоры (8). В случае невозможности совершить обряд сразу после смерти тело
должно находиться во
временной могиле (5:10—14; 8:4—9). Кости складывали в закрытые хранилища,
находящиеся «выше
собаки, выше лисицы, выше волка, не заливаемые водой дождевой сверху [льющей]»
(6:50), по
возможности построенные на камне, извести, глине (6:51). По сути, такие
костехранилища должны
оставаться единственным материальным следом, памятниками зоро-астрийского
похоронного обряда
[АВЕСТА. ВИДЕВДАТ].
Дахмы — округлые массивные башни (самая
большая — в Бомбее: 90 футов в диаметре и 30 футов высотой),
построенные из тесаного камня (или обожженного кирпича), центр которых пуст и
образует большой колодец. Ка
менная лестница из нескольких ступеней, ориентированная на восток, ведет к
железной двери, которая выходит на
округлую платформу. Ряд пави, или каналов, прямых и расходящихся лучами от
идеального центра башни, и три
круглых и концентрических пави разделяют башню на ряды лож (лежаков),
называемых кеш. На первом
располагают трупы мужчин, на втором — женщин, на третьем — детей. (В древности
существовали дахмы, где
мужчины и женщины лежали по разные стороны колодца.) Когда туда кладется труп,
то быстро, примерно за один-
два часа, стервятники кончают с ним, а высохшие скелеты два раза в год
сбрасывают в колодец, где лежат кости и
куда раньше сбрасываются одежды. Через отверстия, выкопанные внутри колодца,
дождевая вода, сделавшаяся
нечистой (от соприкосновения с трупами), выливается в четыре подземных канала,
которые ведут к четырем
подземным колодцам (устроенным по с-в, ю-в, ю-з и с-з сторонам света), дно коих
покрыто толстым слоем песка,
фильтрующим воду, а сами каналы отделяются от подземных колодцев фильтрами,
заполненными углем и мелко
дробленным камнем, которые время от времени меняют. Таким образом, загрязненная
вода проходит двойную
очистку и чистой уходит в чистую землю. При каждой дахме имеется что-то вроде
часовни, под названием сагри
(или сагади), где присутствующие молятся, в то время как насасалары помещают
труп. Часовня состоит из двух
симметричных залов — одного открытого, где читают молитвы и куда приходят
поминать умерших в
соответствующие дни; другой закрыт, и там горит огонь. С той стороны, которая
выходит на башню, сделана
решетка с косыми отверстиями, через которые на мертвых отбрасы-
126
вается его вечный блеск, для чего в парапете
башни сделаны специальные отверстия (с небольшими изменениями
в изложении. — /О.С. [Darmesteter J. Т. 2, р. 155—158, f. 1—3]). После
заполнения центрального колодца дахма
перестает использоваться, и ее забрасывают.
Маздеизм, или религия магов, — религия
населения древнего Ирана (Мидийского гос-ва, IX—VI вв. до
н.э., позднее — гос-ва Ахеменидов, VI—IV вв. до н.э.), сосуществовавшая с
зороастризмом и в ряде
теоретических и практических аспектов переплетавшаяся с ним. Священная книга
маздеизма и
зороастризма — Авеста, особенно поздняя ее часть — Младшая Авеста... В отличие
от зороастризма,
маздеизм признавал и чтил племенных богов (дэвов), допускал погребения в
гробницах (особенно знати
и царей)... [Атеист, ел., с. 272].
ВЕДИЗМ. БРАХМАНИЗМ. ИНДУИЗМ. ДЖАЙНИЗМ
ПОХОРОНЫ (АНТЬЕШТИ) В РИГВЕДЕ, АТХАРВАВЕДЕ И
ДРУГИХ ТЕКСТАХ*
Различные способы похорон. Древнейшие
упоминания похоронных церемоний встречаются в
Ригведе (РВ. Х:14, 16—18) и Атхарваведе (АВ. XVIIIM—4). В РВ (рубеж II—I тыс.
до н.э.) говорится о
погребении тела в земле (РВ. Х:18, 10—13), а в АВ (~ начало I тыс. до н.э.) —
об «отцах», которые
закопаны, сожжены, «оставлены» («В буддийских текстах кладбище часто
описывается как место, куда
привозят и оставляют мертвые тела на съедение зверям и птицам» [Пандей Р.Б., с.
292]) или
«выставлены», возможно на съедение стервятникам (АВ. XVI II:2—4).
В грихьясутрах (поздневедийские (сер. I тыс.
до н.э.) сочинения о домашнем ритуале. — /О.С.) погребение не
упоминается, хотя древняя традиция проявлялась в виде захоронения костей и
пепла после кремации. В
последующее время погребение совершенно исчезло у индийцев, за исключением
погребения очень маленьких
детей (до двух лет) и аскетов (Параскара-грихьясут-ра. 111:10, 2—5).
* «Первоначально священными почитались три
веды (санскр. веда, букв, "знание"): „Ригведа" — веда гимнов
(рич —
"гимн"), „Самаведа" — веда песнопений... „Яджурведа" — веда
жертвенных изречений... Позднее к ним прибавилась
„Атхарваведа" — веда заклинаний (атхарван — "заклинание",
"магическая формула"). Эти четыре веды составляют
основу ведийской литературы и называются самхиты, т.е. сборники... к ним
примыкают брахманы — прозаические
тексты теологического содержания, объясняющие ритуал, его происхождение и
значение... с брахманами связаны
араньяки и упанишады — философские трактаты... Помимо них существуют веданги
(„части вед")... это сутры, в
которых излагаются вопросы ритуала, фонетики, грамматики, этимологии, метрики и
астрономии» [Гринцер П.А., с.
210, 211].
127
Кремация — наиболее обычный способ похорон у
индийцев со времени вед до сегодняшнего дня. Обряды кремации
не исполняются над умершими во время эпидемий. Их обычно бросают в воду.
Женщин,;умерших во время бе
ременности, и девочек также не сжигали [Пандей Р.Б., с. 192, 193].
Ведийский период. Предположительно главными элементами обряда были
следующие:
«1. Когда человек умирал, читались стихи,
чтобы оживить его... (АВ. Vll:53)
2. Тело обмывали (АВ. V:19,
4), к большим-вальцам ног привязывали пучки веточек, чтобы смерть не
могла вернуться в дом после выноса тела (АВ. V: 19, 12).
3. Тело увозили на повозке,
запряженной двумя волами (АВ. Н:56; Тайттирия-араньяка. IV: 13), в
сопровождении плачущих родственников и профессиональных плакальщиков (АВ. Vlll:
1, 19; 1Х:2,11).
4. На месте сожжения тело
украшали (АВ. XVIII:2, 57).
5. Лицо покойника покрывали
сальником (ср. Гомер. Ил. XXIII: 166— 168. — Ю.С.) коровы (АВ. XVIII:2,
58).
6. Из рук покойного брали
палку или лук (АВ. XVIII:2, 59—60).