надевается мешковина с обтрепанными краями и
носится по отцу в течение трех лет [SB. XXVI11:466, 4].
Чиновника хоронили через три месяца; в тот же месяц оканчивалось оплакивание.
Сановника хоронили
(также ) через три месяца; оплакивание оканчивалось через пять месяцев. Князя
хоронили через пять
месяцев; оплакивание заканчивалось через семь месяцев. Заупокойная жертва для
чиновника
приносилась три раза; сановника — пять раз; князя — семь раз [SB. XXVIII: 164,
13].
На третий день траура, когда тело положено в
гроб, (сын ) должен проявить искренность и веру в отношении всего
того, что должно быть положено туда. На третий месяц, когда тело уже предано
земле, он должен позаботиться обо
всем, что следует положить в могилу вместе с гробом. Три года считаются крайним
сроком траура, и хотя (его
родители ) исчезли из виду, сын не должен забывать их; поэтому в годовщину
смерти родителей он не должен
слушать музыку [SB. XXVII:123, 9].
143
По возвращении с места захоронения в полдень
совершается заупокойная жертва [SB. XXVII: 171, 36].
После совершения погребения вое должны сменить траурную одежду [SB. XXVIht56,
29]. В этот день
(похорон) траурные жертвоприношения сменяются приношениями радости
(веселья) . На следующий
день совершается церемония помещения таблички духу (умершего ) (чжу)
рядом с табличкой его деда
[SB. XXVII: 171, 39].
Родовой храм. (Храм предков ) Сына Неба
состоял из семи святилищ (или малых храмов ) ; три —
слева, три — справа и один (в центре) — великого предка (обращенный на юг ) —
всего семь*. (Храм )
правителя провинции включал в себя пять такит храмов: два — слева, два — справа
и один — великого
предка в центре; всего пять. Сановники имели три храма: один — слева, один —
справа и один —
великого предка; всего три. Прочие чиновники имели (только ) один храм.
Простолюдины совершали
подношения в своих (основных ) жилищах [SB. XXVII:222, 4].
1 Династия Ся — 2140—2117 гг. до н.э.; Инь — 1711 —1066 гг. до н.э.;
Чжоу — 1066—256 гг. до н.э. (согласно
традиционной хронологии, принятой в настоящее время в КНР. —А.К.).
2 Речь, очевидно, идет о сходстве со
ступенчато-пирамидальной втулкой, что можно видеть на классическом
изображении топора-кельта [БЭСК, S. 179]. — А.К.
3 Ступенчатую насыпь, курган; ср. с современным видом
гробницы Кун-цзы, не имеющей ничего общего с описанной
в этом абзаце [Токарев С.А., 1965, рис. на с. 280].
4 Ср. с выносом тела Владимира Мономаха [ПОВЕСТЬ
ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ, с. 145; Анучин Д.Н., 1890, с. 82, 84, 95,
100].
5 Плоское кольцо из яшмы [БКРС. Т. II, с. 179, № 581].
— А.К.
6 Ср. с широко распространенным обрядом'намеренной
порчи погребального инвентаря, возникшим (как минимум) в
эпоху мезолита.
7 Ср. с княжеским погребением в Лейгудуне, относящимся
к 475—221 гг. до н.э., где обнаружен набор из 66
колоколов, подвешенных на специальных подставках [Valuable Relics.].
* Вот описание родовой усыпальницы императора
Чжоу. Входя в ворота на юге, мы видим перед собой, в северной
стороне, храм великого предка, к которому восходит род данной семьи. К югу от
этого храма, справа и слева,
находились два храма императоров Вэнь и У — отца и сына, совместно основавших
династию. Четыре храма,
расположенных ниже, два по каждой стороне, посвящены четырем императорам — предшественникам
правящего
монарха, жертвователя. В глубине каждого храма находилось сравнительно темное
помещение, называемое khin, в
котором, в промежутках между жертвоприношениями, хранилась табличка. Когда
совершалось жертвоприношение,
табличку выносили и располагали в центре экрана, посреди храма. По мере
удлинения родословной, в то время как
таблички великого предка и предков вообще оставались без изменения, табличка
очередного старейшего покойника
выносилась и устанавливалась в общем помещении для хранения подобных табличек,
а табличка вновь почившего
императора устанавливалась в храме отца. Три другие таблички передвигались
дальше; при этом особенно
следили за тем, чтобы табличка сына никогда не стояла за табличкой отца на той
же стороне. Количество нижних
храмов поддерживалось постоянным, их было, как правило, четыре.
144
8 «Сосуды разума» — поскольку духи носят название
«сверхъестественный разум». — А.К.; букв. — воображаемые
сосуды (речь, очевидно, идет о вотивных сосудах; см. часть III, с. 154. — Ю.С.).
9 При совершении княжеских и в особенности
императорских захоронений конфуцианские постановления постоянно
нарушались. В гробницу отправляли не только деревянные, глиняные и бронзовые
фигурки людей и
животных [Zhongyi Y.], но и живой инвентарь (см., напр., [ШИЦЗИН, с. 158, 159,
559], где говорится о великом воине,
который должен отправиться в могилу вслед за князем; см. также описание
погребения первого циньского
императора в части I, с. 37).
10 Ср.: «Семена посевного кориандра в кожаных мешочках
в колоде и погребальной камере» пазырыкских курганов
1Р уденко С. И., 1948, с. 30].
11 Ср. с формально сходным обычаем у индусов (часть
II, с. 130).
12 Чжу - «резонирующий ящик» [БКРС. Т. IV, с. 441, №
12675]. - А.К.
13 Юй — «поминальные жертвоприношения» [БКРС. Т.
Ill, с. 657, № 8598]. — А.К.
14 Юй — первый император династии — 2140—2095 гг. до н.э. (начало
правления Ся). —А.К.
15 «В древности погребали так, — основательно одевали (обвивали (ср.
.Осокою белой обвил ты ее"
[ШИЦЗИН, с. 32]); м.б., оплетали) покойника в ветви; хоронили среди поля; не
насыпали холм; не сажали деревья;
срок траура не был определен. Мудрецы последующих поколений заменили это на
внутренний и внешний гроб,
заимствовав это из Да-го» (гексаграмма № 28 «Переразвитие великого» [Щуцкий
Ю.К., с. 261, 359—361]) — отрывок
из Сицы-чжуань («Комментарии к текстам гексаграмм» [SB. XVI:385]), текста,
сопряженного с И-цзин («Книга
Перемен»), дан в переводе с древнекитайского А.М.Ка-рапетьянца.
Ср. с «предварительными» похоронами Глеба
[СКАЗАНИЕ О БОРИСЕ И ГЛЕБЕ, с. 294, 295; Анучин Д.Н., 1890, с.
96—102, 174] и с обращением с «залож-ными» на
Руси, которых покрывали (закладывали) ветвями [Зеленин Д.К.,
1994, с. 252-253] (см. также часть III, с. 226. - Ю.С.).
16 В эпоху Хань (206 г. до н.э. — 220 г. н.э.),
например, насыпь высотой более четырех чжан
(12,8 м) могли
иметь
только члены императорской фамилии. Высшая
знать могла сооружать насыпи до четырех
чжан, а сановники
— не