материалов. Служил для хранения масла и вина;
использовался также как урна для захоронения... [СА,
с. 31; xpweoc золотой амфорей, — Гомер. Ил. XXIII: 92].
АНТИМИНС
Антиминс [греч. dv-n\uvSeo\ ) — "вместопрестолие"],
четырехугольный, из льняной или шелковой
материи плат, на котором изображается положение Христа во гроб; по углам
помещаются изображения
четырех евангелистов, а на верхней стороне вшиваются частицы мощей...
[Христианство. Т. I, с. 88].
Антиминс — частица мощей, вшитая в ткань. А. лежит на алтаре. На
А. совершается Евхаристия
[Мень А., с. 198].
* Здесь и далее полные выходные данные см. в
«Литературе».
750
АНТРОПОФАГИЯ. КАННИБАЛИЗМ (РИТУАЛЬНЫЙ).
ЭНДОКАННИБАЛИЗМ
Антропофагия [греч. ауОршттос — "человек" + фауеТл —
"поедать", "пожирать"] — людоедство.
Каннибализм [франц. cannibalisme ( исп. canibal (искаженное
название карибов, индейцев с о-вов
Карибского моря [Dauzat e.a., р. 130 ])— "людоед"] — людоедство.
Ритуальный каннибализм (эндоканнибализм) —
один из способов обращения с телом умершего. Ритуальный
каннибализм следует отличать от каннибализма трофического. При ритуальном
каннибализме не происходит
беспорядочного разрушения костной ткани и скелетные остатки могут впоследствии
подвергаться погребению или
выставлению. Данная традиция возникает в ашельское время, около 300 тыс. лет
назад (Штайнхайм I, Германия), и
прослеживается вплоть до настоящего времени у первобытных народов [Смирнов
Ю.А., 1991, с. 205, рис. 111;
Фальк-Рённе А., с. 130—131].
Эндоканнибализм [ (греч. tv&ov — "внутри" +
франц. cannibalisme — „людоедство"] — поедание
умерших своего рода (клана) (напр., [Рапопорт Ю.А., с. 25 и ел. (там же
подборка свидетельств древних
авторов); Снесарев Г.П., с. 145; Токарев С.А., 1965, с. 168, 171, 185]).
АРТЕФАКТ
Артефакт [ (лат. arte — "искусственно" + facio — "делать" =
"изготовлять", "строить", "сооружать"
(factus — "искусно обработанный")] — в этноархеологии — искусственно
изготовленный предмет.
В противоположность неартефакт — предмет
(напр., каменное сырье или же конкреция, кристалл, камень
необычной формы и т.п.) естественного происхождения, не подвергшийся
искусственной обработке. В погребениях
встречаются с эпохи мустье (напр., целые и расколотые пополам речные гальки в
погребении Заскальная IV а, б, в
[Смирнов Ю.А., 1991, с. 272]).
АСТОДАН, СМ. также ОССУАРИЙ И НАУС
Астодан [ср.-перс.; astodan в пехлевийских текстах — "хранилище
костей"; такие сооружения в Авесте
назывались uzdana — "постройка", "подставка"] —
костехранилище, место хранения омытых и
очищенных костей у зороастрийцев [Борисов А.Я., с. 301; Литвинский Б.А., Седов
А.В., 1983, с. 110].
Согласно Авесте, существовали переносные астоданы; у современных парсов астодан
— колодец в
дахме [Рапопорт Ю.А., с. 10, 11].
АУТОТОМИЯ
Аутотомия [греч. сштбс — "сам" + тоцУ) —
"отсечение"] — самокалечение. Один из широко
распространенных траурных обрядов, при
котором
151
в жертву умершему приносятся pattern,pro toto
живых (пряди волос, мочки ушей, передние зубы, пальцы
рук и ног и др.) [Харузин н., с. 204, 205].
БАЛ БАЛ, см.КАМЕННАЯ БАБА
БАЛЬЗАМ.БАЛЬЗАМИРОВАНИЕ
Бальзам [греч. pdXaanov, англ, balsam, balm; франц. balsamine, baume; нем.
Balsam] — 1 ) бот.
бальзамин (предположит. Balsamum gileadense), — Plut., Diod.; 2) бальзам
(ароматическая камедь
бальзамина), — Arst. [ДГРС, с. 287].
Бальзамы — 1) природные вещества, обычно густые ароматические жидкости,
содержащие гл. обр.
эфирные масла и смолы; применяются в медицине как противогнилостные средства
[СИС, с. 70].
Бальзамирование — один из способов мумифицирования [ ( греч. бальзам] —
предохранение тела
умершего от разложения пропитыванием его тканей особыми противогнилостными и
консервирующими
веществами [СИС, с. 70]. Впервые, вероятно, применено в Египте, во времена IV
династии (середина V
тыс. до н.э.) [Лукас А., с. 417].
БЕРМА
Берма [англ, berm; франц. berme; нем. Berme] — плоское пространство,
отделяющее насыпь кургана от
ровика, вал — от рва снаружи и т.д. [АС, с. 34].
БДЫН. БУДА. БУДИНОК
бдын(ь) — языческий надмогильный памятник,
только др.-русск. бъдынь (1 Новгородская летопись и
Пролог XV в.)... Др.-русск. слово неясно [Фасмер. Т. I, с. 141].
буда ж.стар.строение, постройка вообще; //
склеп для покойников, мурованный склеп. Буда в запд.
России то же, что в восточн. майдан [Даль. Т. I, с. 136].
будйнок, строеньеце, избушка, каменная
небольшая постройка; будовать "строить"... [Даль. Т. I, с. 136;
Фасмер. Т. I, с. 230].
«Призва (Ольга ) сына своего Святослава и
заповеда ему с землею ровно погрестись, а могылы не сути, ни тризн
творити, ни бдына деяти» (Пролог XV в. под 11 июлем, см. [Котляревский А., с.
118, 119]); «...вложи мы и любо си в
буди и любо си в гроб» (могилу. — Ю.С.) (Ипатьевский список под 1175 г., см.
[там же, с. 119].
«Козьма Пражский упоминает о каких-то хижинах
(scenae) на распутьях для успокоения... (отдохновения)... душ
усопших... (ob animarum pausationem)... Ибн Фоцлан (Фадлан. — Ю.С.) также
говорит о каком-то деревянном соору
жении на могиле сожженного русского (руса. — Ю.С.); в „Сказании о начале
Москвы"... кн. Даниил, убегая от