Кучковичей, .по прилучаю найде в дебре срубец
(струбец. — Ю.С.) мал стоящ, под ним же (в нем. — Ю.С.) погребен
152
бысть ту некоторый мертвый человек, князь же
влез в срубец той, закройся в нем"... доныне (нижегород., костр.,
калуж., земля.войска донского)... такая постройка над могилою называется
.голубец* и делается срубом с крышею,
будкою или домиком» [там же, с. 120].
БИРИТУАЛЬНОЕ ПОГРЕБЕНИЕ,
СМ. также МОГИЛЬНИК БИРИТУАЛЬНЫЙ
Биритуальное погребение —
погребальный комплекс, сочетающий два различных вида обращения с
телом умершего: трупосожжение и трупоположение. Биритуальный комплекс может
быть
одномогильным захоронением, сочетающим в пределах одной погребальной
камеры два разных
ритуала, или двухмогильным (и более) захоронением, объединенным оградой
или курганом, как,
например, в погребениях бронзового века Евразийских степей [Хлобыстина М.Д.,
1988, о. 20, 24].
Древнейшие одномогильные и двухмогильные
биритуальные комплексы отмечены, вероятно, на памятниках
афанасьевской культуры (~ IV—III тыс. до н.э.; Средний Енисей; могильник Тесь)
[Хлобыстина М.Д., 1995, с. 80, 87].
БУКРАНИИ ("ПОСВЯТИТЕЛЬНЫЕ РОГА")
Букрании [ ( греч.
рои — "бычий" + Kpavlov — "череп"] — pou--kpqwoc —
"с бычьей головой", — Emped.,
Plut. [ДГРС, с. 303].
"Посвятительные рога" [англ,
horns of consecration, нем. Kulthor-ner], или "рога посвящения", —
религиозный символ минойцев, в основе которого лежат бычьи рога... Часто
венчают стены и гробницы
в Кноссе и других местах [АС, с. 199].
БЮСТ
Бюст [итал.
— франц. buste; англ, bust; нем. Buste] — поплечное или погрудное скульптурное
изображение человека... Иск-во Б. берет начало от греческих герм [СА, с. 87];
часто устанавливается в
качестве надгробного памятника.
ВАЗА, СМ. также ГИДРОТАФИЯ
Вазы [лат. vasa; итал. vasi —
"сосуды", "посуда"] — сосуды из обожженной глины,
изготовленные в
больших количествах как бытовая посуда (а не как В. в совр. смысле),
посвятительные и погребальные
сосуды (напр., амфоры, гидрии, кратеры, стамносы и др. — Ю.С.) [СА, с. 90].
В европейской тафологической традиции вот уже
три тысячелетия (хотя и с большим перерывом в эпоху
средневековья) вазы устанавливались в качестве надгробий. Начало традиции — так
называемые дипилоновские
вазы
153
(Греция, геометрический период, X—VIII вв. до
н.э.), часто не имевшие дна (для совершения возлияний) и
сообщавшиеся непосредственно с внутренним пространством могилы; на них нередки
изображения трех основных
стадий похоронного ритуала ([FilipJ., 1966. Bd. I, S. 298]): выставление тела
(ттрб-беок;), вынос и/или путь к месту
погребения (£кфора) (ср. с изображением похоронной процессии на европейских
средневековых (с XIII в.) саркофа
гах [Арьес Ф., с. 217]) и погребение (ббтш — "воздавать погребальные
почести", "совершать похоронный обряд", т.е.
хоронить, предавать огню или земле, — Нот., Her. или еЛю) — "гроб",
преимущ. "могила", — Aesch., Soph., Thuc.,
Plat., Arph., Arst.) [ДГРС, c. 504, 770, 785, 1382].
ВМЕЩАЮЩИЙ ОБЪЕМ, СМ. ДУБЛИРУЮЩИЙ ОБЪЕМ
ВОТИВНОЕ ПОГРЕБЕНИЕ, СМ. КЕНОТАФ
ВОТИВЫ. ВОТИВНЫЕ ПРЕДМЕТЫ. ВОТИВНЫЙ
ИНВЕНТАРЬ
Вотивы[ ( пат.
votivus — "посвященный богам"] — предметы, подносимые в святилище или
храм и
посвященные божеству [СЭС, с. 253]; votivus — к обету относящийся,
обещанный, посвященный [ЛРС,
1913, с. 706].
Вотивное приношение — посвятительный дар божеству, приносимый из
благодарности или по обету
малый или большой предмет (напр., вотивный камень, сосуд, табличка, статуэтка и
др.) в зависимости
от состоятельности посвящающего [СА, с. 115].
В этноархеологии понятие «вотивные предметы»
имеет несколько иную нагрузку и обозначает, как правило,
предметы погребального инвентаря миниатюрных форм, представляющие собой
изображения божеств или людей
(идольчики, статуэтки вечерней тени, ушебти), а также «копии» предметов и
объектов бытового и культового
назначения (напр., глиняные повозки, запряженные птицами, из Дупляе (Сербия),
«культура полей погребений»,
среднебронзовый век [Монгайт А.Л., 1974, с. 84]). В эту же категорию предметов
часто включаются и «игрушки»,
обнаруживаемые в детских погребениях: «модельки» домов, повозок, сосудов и пр.
Иногда'вогивы обозначаются термином «минцы» [
( нем. Munze — "монета" ( лат. moneta — "монета",
см., напр.,
Даль. Т. II, с. 328] и рассматриваются в качестве предметов, специально
изготовленных для погребений, как, напри
мер, в пилинской культуре (Венгрия, среднебронзовый век), где в могилах были
найдены целые серии миниатюрных
бронзовых предметов (оружие, украшения, орудия труда [Монгайт А.Л., 1974, с.
87]), или в ранненеолити-ческой
культуре сяванган (Китай), где в погребениях были найдены различные типы
миниатюрных сосудов (горшки, чаши и
миски) [Кучера С., с. 63].
ВПУСКНЫЕ ПОГРЕБЕНИЯ
Впускные (вводные,
вторичные, добавочные, дополнительные, кумулятивные, повторные [англ,
inserted (secondary) burial; франц. sepulture secondaire; нем.
Sekundarbestattung (Zweitbelegung)]) —
погребения, альтернативные основным, первоначальным, центральным...
погребениям, т.е.
произведенные уже после создания (завершения) какого-то по-
154
гребального сооружения. Чаще всего термин
употребляется по отношению к курганным и подкурганным
захоронениям.
ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ (ПОГРЕБАЛЬНАЯ) КАМЕРА
Вспомогательная камера. В
многокамерном погребальном сооружении в качестве вспомогательной
(вспомогательных) следует рассматривать камеры, не содержащие останков умерших.