ВХОД (ВХОДНОЕ ОТВЕРСТИЕ, ЛАЗ). СТОМИОН
Вход [англ, entrance, entry; франц. entree; нем. Eingang, Eintritt] —
сквозной или замкнутый (дверью,
заслоном, закладом, каменной (дольменной) пробкой и т.п.) проем в «плоскости»
(стенке, крыше) по
гребальной камеры (ямы, катакомбы, склепа и пр.), соединяющий ее с входным
сооружением и/или с
дневной поверхностью.
Часто в гробницах, особенно мегалитических,
устраивался так называемый ложный вход [англ, false entrance],
выполнявший чисто декоративную функцию.
Стомион [греч. атбцюу] — 1) отверстие, вход, — Aesch., Soph., Arst. [ДГРС, с.
1509]; сужение перед
входом и собственно вход (обычно заложенный камнями), ведущий из дромоса в
толос.
ВХОДНАЯ КОНСТРУКЦИЯ
Входная конструкция — составная многоэлементная (одно/разнородная)
структура, вложенная или
встроенная во входное сооружение и функционально ему идентичная.
ВХОДНОЕ СООРУЖЕНИЕ
Входное сооружение — ямо-, или туннеле/коридорообразное (горизонтально,
вертикально или
наклонно направленное, иногда — ступенчатое) сооружение, предназначенное для
(временного/постоянного) доступа в погребальную камеру.
ВХОДНОЙ КОЛОДЕЦ (ВХОДНАЯ ЯМА, ШАХТА,
ШТОЛЬНЯ)
Входной колодец — вертикально или наклонно направленное грунтовое
сооружение, ведущее в
погребальную камеру.
ВЫКИД (ВЫБРОС)
Выкид [англ, blip, pip, upcast soil; франц. deblai; нем. Schutt, Abraum] — в
археологии термин для
обозначения грунта, добытого при рытье могильной ямы и, как правило,
остающегося на ее бортах или
недалеко от нее.
/55
ВЫНОСНОЙ КАМЕНЬ, см. также МЕНГИР,
ОРТОСТАТ
Выносной камень — в скифо-сибирской археологии этим термином
обозначают своего рода
менгир, установленный за задней стенкой ограды тагарского погребения (реже —
против одного из
задних углов) на расстоянии, равном длине осевой линии всего погребального
сооружения; иногда
устанавливались два камня (по устному сообщению Е.Д.Паульса).
Традиция установления вертикального камня —
стелы (менгира и т.п.) рядом с погребальным сооружением была
широко распространена. В зависимости от региона их называют по-разному, напр.,
в Казахстане дикилтас —
«главная стела» [Самашев 3. и др., с. 177].
ВЫСТАВЛЕНИЕ. ЭКСПОНАЦИЯ. ЭКСПОНАЦИОННЫЙ
КОМПЛЕКС, СМ. также МУМИАРИЙ. ЭКСКАРНАРИЙ
Выставление [англ, exposure; франц. exposition; нем. Aufbahrung]
— процесс и местонахождение
тела умершего или его птоматомированных останков в незахороненном состоянии.
Динамическое значение термина: выставление
— процесс размещения (оставления) тела
умершего(ших) или его (их) птоматомированных останков на естественно
существующей или ис
кусственно созданной поверхности; статическое значение термина: выставление
— любая,
естественно существующая или искусственно созданная поверхность, на которой
находится тело
умер-шего(ших) или его (их) птоматомированные останки в незахороненном
состоянии.
*Экспонация [ ( лат. ехропеге — "выкладывать",
"выставлять"] — публично выставлять;
выставлять = предоставлять на произвол [ЛРЛ 1913, с. 237, 238].
Известна европейская традиция (XV—XVIII вв.)
выставления мумифицированных тел умерших клириков и мирян,
например в церкви капуцинов в Палермо, а также выставление экскарнированных и
воссозданных скелетов, на
пример костяков детей из семейства Барберини в Риме [Арьес Ф., с. 322, 323].
Выставление может носить временный характер с
целью освобождения костей от мягких тканей
(напр., по сведениям древних авторов, подобное наблюдалось «у магов, каспиев,
гирканцев,
парфян, массаге-тов, бактрийцев и согдийцев» [Рапопорт Ю.А., с. 24, 25]).
"Экспонационный (погребально-экспонационный) комплекс — специальное
помещение (типа
склепа, мавзолея и т.п.), в котором находится тело умершего(ших) или его (их)
птоматомированные останки в неизолированном или частично изолированном
состоянии. В
экспонаци-онном комплексе, так же как и в погребальном, возможно присутствие
«посмертного»
(сопровождающего, сопутствующего, сопредельного, сопричастного) инвентаря и
дополнительных
(некрологических) структур. Впервые появляется в мустьерское время (~ 60 тыс.
лет назад) —
ритуальное выставление черепа (головы ?), в кольцеобразном сооружении из камней
в гроте
Монте Чирчео (Италия) [Blanc A.M.].
156
В зависимости от характера выставляемых
останков (предварительное сохранение или нарушение
птомы) экспонационные комплексы делятся на два типа: мумиарии (мумиариумы) и
остотеки
(остеотеки).
Классический пример экспонационного комплекса
— дахмы — общинные «башни молчания» зороастрийцев,
предназначенные для временного выставления тел умерших с целью их экскарнации
[Бойс М., с. 57, 222, 264].
Пример погребально-экспонационного комплекса — мавзолеи вождей коммунистических
режимов.
ГАЛЕРЕЙНАЯ ГРОБНИЦА
Галерейная гробница [англ, gallery grave; франц. allee couverte, galerie
couverte; нем. Galeriegrab]
— форма камерной гробницы, в которой входной
коридор и сама камера не имеют выраженных