Смирнов Ю.А. Лабиринт: Морфология преднамеренного погребения. Исследование, тексты, словарь.
 
На главную
 
 
 
 
 
 
 
Предыдущая все страницы
Следующая  
Смирнов Ю.А.
Лабиринт: Морфология преднамеренного погребения.
Исследование, тексты, словарь.
стр. 92

В XVII в. появляются каплицы-усыпальницы (как правило, семейные, родовые), устроенные внутри
католического храма или возле него; см., напр., [Островский Г., с. 30—43].

КАСТРАЦИЯ

"'Кастрация [лат. castratio — "оскопление"] — один из приемов обращения с телом умершего на этапе
экстирпации, птоматологической стадии некрологического цикла, ведущий к удалению половых органов
трупа, как это, например, делалось в Древнем Египте [ЛиврагаХ.А., с. 110].

КАТА(НАСАХОНА)

Ката [причастие от древнеиранского глагола *kan — "копать", доел, "землянка", отсюда русск. и укр. —
хата, см., напр., [Фасмер, Т. II, с. 226] у парсов — особое помещение для предпохоронных операций,
отделенное от жилых помещений [Иностранцев К.А., 1909, с. 99, 100], но также и «небольшая
постройка, где помещали труп, когда имелись препятствия для немедленного перенесения его на дахму
(постройку мог заменить ров: подчеркнуто мною. — Ю.С.)» [Рапопорт Ю.А., с. 11].

КАТАКОМБА. КАТАКОМБЫ (ЗЕМЛЯНОЙ СКЛЕП)

Катакомба' [итал. catacomba от позднелат. catacumba, первонач. catatumba, от tumba — "могила" и
греч. предлога cata — "внизу", "под"] — подземная гробница.

174

Катакомба2 [англ, catacomb; франц. catacombe; нем. Katakombe] — подземное кладбище времен
Римской империи, состоящее из галерей, погребальных ниш и камер, высеченных в скале. К. связаны
главным образом с христианскими и еврейскими общинами. Термин впервые применен к К. в самом
Риме, но они известны и в других местах...

Термин «катакомба» в единственном числе является археологическим новообразованием, поскольку традиционно
это слово употреблялось исключительно во множественном числе [Dauzat e. а., р. 142].

Термин К. выработался также по отношению к специфическим погребениям бронзового века
южнорусских степей, объединенным в ката-комбную культуру. Они распространены от Днестра до
Кавказа (встречаются также в Средней Азии) и, по сути дела, представляют собой шахтно-камерные
гробницы под курганами [АС, с. 104, 105].

Временной диапазон такого типа погребального сооружения, как катакомба, гораздо шире — вплоть до раннего
средневековья, см., например, катакомбы салтово-маяцкой культуры [Винников А.З., Афанасьев Г.Е.]; а в некоторых
местах, например в Средней Азии, они встречаются и в настоящее время [Хлопин И.Н., 1983, с. 118]. См. также
интересное исследование И.Н.Хлопина о происхождении и распространении катакомб [Хлопин И.Н., 1981].

Катакомба3. В русскоязычной археологической литературе «катакомбой» обычно называется двух- или
многочастное грунтовое (реже — «скальное») погребальное сооружение, с морфологически
выраженным входом (входным отверстием, лазом, щелью) или переходом (ступенькой, порожком,
уступом), ведущим из входного сооружения (входной ямы, дромоса, колодца, шахты) в погребальную,
чаще всего куполообразную камеру (собственно «катакомбу»). Как правило, вход в погребальную
камеру короче и ниже передней стенки входного сооружения. Входное сооружение иногда бывает
полностью заполнено инородным материалом. Лаз также часто бывает заложен глиняными или
каменными блоками, деревом и другими материалами. Иногда заслоном служит какой-нибудь элемент
погребального инвентаря, например колесо повозки.

Как тип грунтового погребального сооружения «катакомба» появляется в ха-лафской культуре (V тыс. до н.э.)
[Мерперт Н.Я., Мунчаев P.M.] и в Египте в протодинастический период ~ в IV тыс., — шахтно-камерные сооружения
под мастабами, как правило укрепленные каменными плитами [Замаровский В., с. 211-218].

катакомба, "подземелье, подземный ход". Через нем. Katakombe... или франц. catacombe, итал.
catacomba от лат. catacumbae... [Фасмер. Т. II, с. 209].

КАТАФАЛК

Катафалк [франц. catafalque  ( итал. catafalco (от народнолатинско-го catafalicum, от fala — "башня" и
греч. предлога cata — "на"; то же латинское слово дало — эшафот [Dauzat, e.a., р. 142, 251]); англ,
catafalque, hearse; нем. Katafalk, Leichenwagen] — 1) погребальная ко-

175

лесница; 2) возвышение, на которое ставится гроб во время гражданской панихиды или церковного
отпевания [СИС, с. 220]. Появляется в Европе в XVI—XVII вв. [Арьес Ф., с. 168—170].

КЕНОТАФ. МЕМОРАТИВНОЕ ПОГРЕБЕНИЕ. СИМВОЛИЧЕСКОЕ ПОГРЕБЕНИЕ

Кенотаф [греч. icevo-Td (j ) iov, — Xen., Plut. (Horn. — Ю.С.) — "пустая могила", "могила без покойника";
от греч. кеубс — "пустой" + т (1фос... 2) "место погребения", "гробница", "могила"] —символическое
погребение [ДГРС, с. 933, 934, 1606].

Порой употребляются термины: «вотивное», «условное», «меморативное», «символическое» (иногда — «ложное»)
погребение. Безусловное появление кенотафов можно относить к III тыс. до н.э. — две гробницы Снофру (IV дина
стия; 2900—2750 гг.) [Пестовская Н.М.]. Существуют и в настоящее время [Арьес Ф., с. 434; Дамаскин, с. 160].

Погребение, в котором погребальное сооружение морфологически соответствует стереотипу
(конкретного) некрополя, но не содержит останков умершего или содержит его символического
заместителя. (Параметрически кенотаф может не соответствовать стереотипу конкретного некрополя,
т.е. его размеры могут быть макси/минимизи-рованы.)

Различаются четыре основных типа кенотафов:

1.    Погребение,    не содержащее никакого символического заместителя    умершего    («чистый    кенотаф»).

2.    Погребение,    содержащее    антропоморфного заместителя умершего    («кукла»,    «манекен»,    «двойник»,

«изваяние», «маска» и т.п.).

3.    Погребение,    содержащее    зооморфного заместителя умершего.

4.    Погребение,    содержащее    фитоморфного заместителя умершего.







Предыдущая Начало Следующая  
 
 

Новости