Все их к одру прислонив; четырех он коней
гордовыйных
С страшною силой поверг на костер...
Девять псов...
Двух из них заколол и на сруб
обезглавленных бросил,
Бросил туда ж и двенадцать троянских
юношей...
Медью убив их...
... и огонь загремел, пожиратель.
Ветры всю ночь волновали высоко крутящеесь
пламя...
В час, как утро земле возвестить,
Светоносец выходит...
Сруб под Патроклом истлел, и багряное
пламя потухло....
„Время костер угасить; вином оросите
багряным
Все пространство, где пламень пылал, и на
пепле костерном
Сына Менетия мы соберем драгоценные кости,
Тщательно их отделив от других; распознать
же удобно.
Друг наш лежал на середине костра; но
далёко другие
С краю горели, набросаны кучей, и люди, и кони.
Кости в фиале златом, двойным покрывши их
туком,
62
В гроб* положите, доколе я сам не сойду к
Аидесу.
Гроба** над другом моим не хочу я великого
видеть,
Так, лишь пристойный курган, но широкий
над ним и высокий
Вы сотворите... "
Сруб угасили, багряным вином поливая
пространство
Все, где пламень ходил; и обрушился пепел глубокий;
... белые кости
В чашу златую собрали и туком двойным
обложили;
Чашу под кущу*** внеся, пеленою тонкой
покрыли;
Кругом означили место могилы и, бросив основы
Около сруба****, поспешно насыпали рыхлую землю,
Свежий насыпав курган...» [Гомер. Ил. xxiii:
164—257]».
Далее Гомер описывает различные состязания:
конные ристания, кулачный бой, борьбу, бег, поединок на копьях,
метание тяжести, стрельбу из лука. Постпохоронные «игры» вообще широко
распространены по всему свету87, как,
впрочем, и предпохоронные.
III
«И есть у эстов обычай, что когда человек
умирает, он лежит в [своем] доме, несожженный, со
своими родственниками и друзьями месяц, а иногда и два. А король и другие люди
высшего
сословия — еще дольше, в зависимости от того, насколько они богаты; иногда они
остаются
несожженными в течение полугода. И они лежат на земле в своих домах. И все то
время, пока
тело находится в доме, они (эсты? родственники и друзья? — Ю.С.) должны пить и
участвовать в состязаниях до того дня, когда его сожгут.
И есть среди эстов племя, которое может
создавать холод; и поэтому покойник лежит так
долго и не разлагается, ибо они навлекают на него холод...
(Возможно, здесь и выше — по догадке
М.Г.Гусакова — речь идет о предпо-хоронном сохранении тела в обычном
леднике: Ледник и ледник... ледбвня — погреб со льдом, яма со срубом и
погребницею, набитая льдом или снегом...
[Даль. Т. II, с. 244]-Ю.С.).
Затем в тот день, когда они понесут его на
костер, они делят его
имущество...
И когда его имущество таким образом
разделено, его выносят и сжигают с его оружием и
одеждой» [Топоров В.Н., 1990, с. 14—15]
* гроб — ничем не обоснованная вставка
Н.Гнедича. Речь идет лишь о сохранении до поры праха Патрокла в урне,
см. ниже. ** тйцро1 ) — «могильный курган». *** OKI\V([ — «шатер»; церк.-слав
— «куща».
**** Обложив остатки погребального костра
камнями и насыпав курган (о%а) над местом сожжения со всем
содержимым, кроме останков Патрокла.
63
IV
"Здесь каждый раз, когда у них
(скифов. — ю.с.) умирает царь, они роют в земле большую
четырехугольную яму. Когда же она готова, берут труп, тело натирают воском,
живот, разрезанный и
очищенный, заполняют нарезанным купырем, благовониями, семенами сельдерея, аниса,
зашивают и
увозят тело на повозке к другому племени... Оттуда труп царя увозят на повозке
к другому племени... (И
так, обойдя все подвластные царю племена. — ю.с.) ...прибывают к могилам. И
затем, опустив тело в
могилу на подстилку из соломы, воЪснув копья по обеим сторонам трупа, кладут
сверху бревна и потом
покрывают камышовой плетенкой. В свободном пространстве могилы они хоронят,
удушив, одну из
наложниц и виночерпия, и повара, и конюха, и слугу, и вестника, и лошадей, и
начатки всего остального, и
золотые чаши89... Сделав это, они все насыпают большой курган,
соревнуясь между собой и стремясь
сделать его как можно выше.
По истечении года они опять делают
следующее. Из оставшихся служителей берут самых подходящих...