Смирнов Ю.А. Лабиринт: Морфология преднамеренного погребения. Исследование, тексты, словарь.
 
На главную
 
 
 
 
 
 
 
Предыдущая все страницы
Следующая  
Смирнов Ю.А.
Лабиринт: Морфология преднамеренного погребения.
Исследование, тексты, словарь.
стр. 204

умершим.

4.    Пусть (на похоронах) женщины щек не царапают и по умершим не причитают.

5.    Цицерон. О законах. II. 23. 59: Пусть костей мертвеца не собирают, чтобы впоследствии совершить
погребение, за исключением лишь того случая, когда смерть постигла на поле битвы или на чужбине.

ба.    Цицерон. О законах. II. 23. 59: Кроме того, в законах устанавливаются еще следующие

(правила):    отменяется бальзамирование (умащивание) рабов и питье круговой чаши. «Без пышного

окропления, без длинных гирлянд, без курильниц».

бб.    Фест. De verb, signif. 154: В XII таблицах постановлено не ставить перед умершим напитков с
миррою.

7.    Если кто-нибудь был награжден венком или сам лично или за своих лошадей и рабов (выступавших в
играх) или если венок был дан ему за его доблесть, то при его смерти не возбранялось возложить венок
на умершего как у него дома, так и на форуме; равным образом его родным дозволялось
присутствовать на похоронах в венках.

8.    А также золота с покойником пусть не кладут, но если у умершего зубы были скреплены золотом, то
не возбраняется похоронить или сжечь его с этим золотом.

9.    Цицерон. О законах. II. 24. 61: Закон запрещает без согласия собственника устраивать погребальный
костер или могилу на расстоянии ближе чем 60 футов от принадлежащего ему здания.

'Древнейший из сохранившихся сборников римских законов (451—450гг. до н.э.). Оригинал сохранился -частично, и
ряд законов XII таблиц восстановлен по цитатам и пересказам античных авторов [Маяк И.Л.].

112

10.    Цицерон. О законах. II. 24. 61: Закон запрещает приобретать по давности место захоронения, а
равно и место сожжения трупа [ЗАКОНЫ XII ТАБЛИЦ. X: 1—10].

ПОХОРОНЫ В БИБЛИИ

Похороны. «Быть непогребенным, оставленным в пищу диким зверям, считалось в древние времена
величайшим несчастьем, и отказать кому-либо в погребении было ужасным надругательством (1 Цар.
31:8 и далее; 2 Цар. 4:12; Иер. 22:19). Давид и Голиаф угрожали поступить так друг с другом (1 Цар.
17:44—46); подобные угрозы часто повторяются в приговорах Божьих над развратившимся народом
(Втор. 28:26; 3 Цар. 14:11; 21:24; Иер.16:4; 34:20; Иез. 29:5; 32:4). На великую Вечерю Бо-жию будут
приглашены все птицы небесные и веб дикие звери (Иез. 39:17; Окр. 19:17, 18), чтобы питаться трупами
людей и лошадей, которые погибнут в последнем сражении с Господом и воинством Его. Вид
непогребенных трупов должен был быть для евреев омерзительным, так как одно приближение или
прикосновение к мертвым понималось по закону как осквернение (Чис. 19:11), и требовалась особая
церемония очищения. Теплый климат способствовал разложению трупа и заставлял возможно скорее
хоронить мертвых (ср. Деян. 5:6, 10; Втор. 21:23).

Как только человек умирал, ему закрывали глаза, все прощались с ним, целуя его, и омывали (и
умащали (Map. 14:8). — Ю.С.) тело (Быт. 46:4; 50:1; Деян. 9:37). Г робы были в употреблении в Египте и
Вавилоне, но не у народа израильского. Тело обертывали особыми пеленами (Иоан. 11:44; 19:40; 20:5—

7 и опосредованно Иов. 38:9. — Ю.С.), в которые вкладывали душистые вещества, голову повязывали
особым платком (Иоан. 11:44; 20:7) и на носилках относили покойника к могиле в сопровождении
плачущих родственников и друзей (2 Цар. 3:31; Матф. 27:59; Map. 15:46; Лук. 7:12, 13; 23:56; Иоан.

19:39, 40). После похорон делали поминальное пиршество (Иер. 16:7), иногда налагали пост (1 Цар.
31:13). Погребение никогда не обходилось без плача и сетования, которые имели особое значение и
иногда продолжались несколько недель (2 Цар. 3:32, 34; Быт. 50:10; Втор. 34:8); все это
сопровождалось игрой на свирелях (Матф. 9:23; Map. 5:38). Печаль по умершим выражалась весьма
сложным образом: громко плача, ударяли себя по бедрам (Иез 21:12), раздирали одежду и бросались
на землю, посыпая голову пеплом или землей (Быт. 37:29, 34; 44:13; Иисус Нав. 7:6; 1 Цар. 4:12; 2 Цар.
15:32). В знак печали надевали на себя вретище из грубой, темного цвета, ткани, рвали или стригли
волосы на голове и бороде (1 Езд. 9:3; Иер. 7:29; 16:6; Ам. 8:10), покрывали голову и рот (2 Цар. 15:30;
Иез. 24:17), снимали с себя всякие украшения; все это имело целью придать внешнему виду
скорбящего отпечаток неряшливости (2 Цар. 14:2; 19:24); также воздерживались от пищи и питья (2 Цар.
12:16; Дан. 10:3; Ос. 9:4) и даже царапали и терзали себя до крови (Иер. 16:6; 48:37). В законе
Моисеевом существует много определений, имеющих целью ограничить эти неприятные и ненужные
обычаи, особенно касающиеся надрезов и прокалывания своего тела ради умерших, так как

113

это было заимствовано у язычников (Лев. 19:28; 21:1, 5, 11; Чис. 6:7; Втор. 14:1).

Не одни только родственники совершали плач по умершим; для этой цели нанимали специальных
плакальщиц или плакальщиков (сапданов1) и свирельщиков (Мер. 9:17; Ам. 5:16; Матф. 9:23). Этот
обычай был общепринятым еще во времена Иисуса Христа и вошел в народную поговорку (...мы играли
вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали...)
(Матф. 11:16, 17),
которую можно было услышать на улицах.

(Ср. другие культурные традиции, например традицию оплакивания, которую представляют знаменитые египетские
плакальщики времен Тутанхамона или Айи (XVIII династия) [The Egyptian Reliefs, p. 11 9—123], или плакальщики
Атхарваведы [АВ. VIII.-1, 19; IX:2, 11], или плакальщицы (мусульманские надда-ба),или же плачеи, плакуши,
вопленицы и т.п. славянской культуры. — Ю.С.).

...Бальзамирование в полном смысле слова не практиковалось у израильтян. ...По всей вероятности,
таким же (т.е. египетским, согласно Геродоту (см. данное изд., с. 58). — /О.С.) образом были
набальзамированы Иаков и Иосиф (Быт. 50:2, 3, 26), и их «положили в ковчег»2.





Предыдущая Начало Следующая  
 
 

Новости