Других примеров подобного бальзамирования мы
не встречали в Библии, хотя... драгоценные снадобья
(для умащивания.и благовония для сожжения. — /О.С.) часто употреблялись при
погребении... (2 Пар.
16:14, 21:19; Иер. 34:5).
Сжигание трупов было греческим и римским
обычаем; у евреев это делалось только в исключительных
случаях. Библия говорит об одном или двух таких случаях (1 Цар. 31:12; Ам.
6:10)...» [Нюстрем Э., с.
338— 340].
По традиции, заповеданной праотцами (Быт.
49:29—31), многие евреи стремятся быть захороненными в земле
обетованной рядом со своими предками и близкими (Быт. 50:25; Исх. 13:19; 2 Цар.
19:37).
Могила. Могила (гроб) (евр. кевер ) .
Могилами у евреев служили или простые ямы, выкопанные в
земле (Быт. 35:8; 1 Цар. 31:13), или пещеры, которых так много в Палестине
(Быт. 23:17). Иногда
могилы высекались в скалах и имели вид обширной комнаты с маленькими боковыми
камерами,
которые соединялись коридорами. Могилы охотнее всего устраивали под тенистыми
деревьями и в
садах, вне городов (Лук. 7:12; Иоан. 11:38, 39, 41). Только цари и пророки
погребались в городах (3 Цар.
2:10; 16:6; 1 Цар. 25:1; 28:3; Деян. 2:29). Богатые обычно имели фамильные
гробницы (Быт. 23:20; Суд.
8:32). Судя по остаткам пещерных погребений близ г. Петры, можно полагать, что
богатые люди, как,
например, Севна (Ис. 22:16), любили высекать себе гробницы высоко в скалах.
Считалось
унизительным не быть погребенным в усыпальнице своих отцов (3 Цар. 13:22; 2
Пар. 28:27). Об общих
кладбищах говорится в 4 Цар. 23:6; Иер: 26:23 ( (евр. «могилы сыновей народа» )
; русск. пер. —
«общенародное кладбище», «простонародные гробницы»). Гробницы, высеченные в
скалах,
заваливались большими камнями1 (Матф. 27:60; 28:2; Иоан. 11:38).
Над могилами иногда ставили памятники,
сделанные из камня* или высеченные в скале (Быт. 35:20; 1
Мак. 13:25—30; Иов. 21:32); такой
114
памятник Авессалом построил для себя еще при
жизни (2 Цар. 18:18), хотя его похоронили потом в яме,
набросав над ним груду камней. Предание указывает, что «памятник Авессалома»
находится в долине
Кедрона. Он частью высечен из скалы, частью построен из камней в виде
четырехугольной пирамиды с
небольшим уклоном около 15 метров в высоту.
...После зимних дождей могилы белились мелом
для того, чтобы предупреждать единоверцев от
осквернения при прикосновении к могиле (Чис. 19:16) (с небольшими дополнениями
и изменениями. —
Ю.С.) [Нюстрем Э.. с. 254—257].
1 Саддамы — плакальщики. Лица, произносившие
надгробные речи, в которых изображались в поэтической форме
заслуги усопшего [АГАДА, с. 308].
2 В гроб (греч. оор6с ) [LXX. r«v. 50:26]. В
саркофаг (евр. ?5гоп) из сикоморы — смолистой акации [Быт. 50:26;
БИБЛИЯ. Т. I, с. 271 , ком. 26].
3 Вернее, закатывались жерновоподобными камнями по
специально вырубленному в породе желобу, см., напр.,
4Нюстрем Э., с. 303].
4 Массебы (mazzebah, matzeva) — столпы (в Septuaginta
— отт|Хт1 — стела [UXX. rev. 28:18; 35:14,
20]) или плиты
[УЧЕНИЕ. В начале. 28:18; 35:14, 20].
Подробнее см. [Ранович А., с. 108—111].
ПОХОРОНЫ И ТРАУР В ИУДАИЗМЕ
После смерти еврея его тело готовит к
погребению погребальное общество Хевра кадиша (что значит
по-арамейски «Святое общество»; существует ~ с IV в. н.э. [Лукин В.М., с.
452]). Этот процесс включает
ритуальное омовение (тахора) тела, которое совершают омывальщи-ки — митаским
(мужчины
омываются мужчинами, а женщины — женщинами) в особых бассейнах (миква). В
некоторых общинах
после омовения голова и передняя часть тела умершего смазываются взбитым яйцом
[КЕЭ, с. 559]. На
некоторых кладбищах существуют специальные помещения, кладбищенские синагоги —
«дома для
омовения (Бет-тахо-ра [КЕЭ, с. 559]) и отпевания» (Таре [Лукин В.М., с. 452,
453]). ...Почти сразу же
после смерти человека на его тело кладут покрывало. На похоронах гроб закрыт.
Когда тело опускают в
землю, родственники и близкие покойного
первыми бросают по горсти земли.
В разных общинах и в разных странах диаспоры
похоронные обычаи несколько отличаются друг от друга. В Египте,
например, в могилу клали тфиллин умершего (кожаные коробочки с отрывками из
книг «Исход» и «Второзаконие»).
В Египте же хоронили головой, направленной в
сторону Иерусалима, в то время как в Израиле в сторону
Иерусалима были ориентированы ноги [КЕЭ, с. 559].
На еврейском кладбище в Санкт-Петербурге
существовало пять похоронных разрядов: четыре платных и один
бесплатный [Лукин В.М., с. 452].
Надгробные стелы обычно обращены на восток.
«Говоря о стелах как основном типе еврейских надгробий, отметим
и памятники других видов. Среди
115
них саркофаги... иногда можно видеть
надгробия, сочетающие саркофаг со стелой, приставленной к его торцу
лицевой стороной наружу. ...Порой саркофаг высекался вместе со стелой из
монолита. Над могилой праведника...
устраивали подобие шатра (ohel). Стела может иметь различную фору. На лицевой
стороне — эпитафия и рельеф
изображения, иногда наносимого и на обратную сторону камня.
...Задолго до нашей эры мастера Самарии и
Галилеи изображали в каменной резьбе атрибуты иудаизма, которые в
различной стилистической обработке продолжали оставаться в искусстве
последующих эпох. Это — семисвечник
(menora), трубный рог (shofar), цитрусовый плод (etrog), пальмовая ветвь
(lulav). Более широк круг сюжетов в резьбе
на плита*, саркофагах и оссуари-ях из еврейских катакомб античного мира (...).
Здесь помимо упомянутых мотивов
можно видеть начертания лампады, сопровождаемой сосудом для масла и щипцами для
правки фитиля,
священного ковчега (Aron kodesh) для свитков Торы и отдельных свитков (sefer
Torah), виноградной грозди, оливы.
Появляются образы животного мира — лев, олень, змея, птица» [Гоберман Д., с.
32, 33].
...Еврейское право предписывает на похоронах
сделать надрез (криа) на одежде родных в области