сердца, символизирующий рану, которую
причинила вам смерть. (Другое объяснение: надрез делается
как символ древнего обычая «раздирания одежд» в знак траура.) (Ср. с запретами,
налагаемыми Торой,
— ваикра 21:10; см. примеч.
25 к части I настоящей книги). Криа делается ножом и постепенно
увеличивается в размере.
...После похорон все возвращаются домой
(лучше всего в дом усопшего) для проведения Шивы
(«семь»). В течение недели Шивы родные должны оставаться в доме и сидеть на
низких стульях.
Семеро родственников покойного должны
соблюдать Шиву: отец или мать, сестра или брат, сын или
дочь и супруг. Во время Шивы в доме усопшего проводятся три службы в день. У
ортодоксов руководит
службой мужчина в трауре, читающий Кадиш (молитва на арамейском языке,
прославляющая величие
Бога. — Ю.С.) по умершему.
...В неделю Шивы родственники умершего не
должны бриться, мыться, надевать кожаную обувь,
вступать в интимную близость или стирать свои вещи.
...Первое, что должны сделать родные и
близкие по возвращении с кладбища, — это сесть и поесть.
Еврейская традиция предписывает соседям приготовить еду перед их возвращением с
кладбища.
...За периодом Шивы следует более длительный
и менее интенсивный траур: сначала Шлошим
(«тридцать») — 30 дней, когда мужчины не бреются и не стригутся. ...Затем
следует год траура.
Еврейское право предписывает год траура только по родителям... (с небольшими
изменениями и
дополнениями. — Ю.С.) [Телушкин И., с. 524—527]; см. также [Алексеев А.А.].
116
ХРИСТИАНСТВО
ЧЕТВЕРОЕВАНГЕЛИЕ
Тогда некто, именем Иосиф, пришел к Пилату и
просил Тела Иисусова (Матф. 27:57, 58; Map. 15:43, 44;
Лук. 23:50, 52; Иоан. 19:38), и (Пилат ) отдал Тело Иосифу. Он, купив
плащаницу* (Матф. 27:59; Map.
15:45, 46; Лук. 23:53), пошел и снял Тело Иисуса. Пришел также и Нико-дим и
принес состав из смирны
и алоя, литр около ста (Иоан. 19:39). Итак, они взяли Тело Иисуса и обвили Его
пеленами с
благовониями (Матф. 27:59; Map. 15:46; Лук. 23:53; Иоан. 19:40), как
обыкновенно погребают иудеи. В
том месте, где Он распят, был сад и в саду гроб (Иоан. 19:38—41), и положил Его
(Иосиф ) в новом
своем гробе, который высек он в скале (была же там Мария Магдалина и Мария
Иосиева, которые
сидели против гроба, — Матф. 27:61; Map. 15:47; Лук. 23:55); и, привалив
большой камень к двери
гроба**, (Иосиф ) удалился (Матф. 27:59, 60; Map. 15:46; Лук. 23:53; Иоан.
19:41, 42).
'«.Плащаница" по-гречески у всех
синоптиков (Марка, Матфея, Луки) аиОДу — тонкая льняная или бумажная материя
иноземного происхождения, получавшаяся из Индии (синд, инд, Индия) и, по
свидетельству Геродота (Ист. II, 86),
употреблявшаяся у египтян: Хобосчтес тЬи vtKpbv катаМоооит irav аОтои тй аЛца
mvMvoc Buaolvric — "омывши мертвого,
обертывают все тело его льняным синдоном" (ср. "...обмыв тело,
обвивают повязкой из разрезанного на ленты виссонного
полотна..."; пер. Г.А.Стратановского. — Ю.С.). Обряды погребения египтян,
описанные в указанном месте у Геродота,
интересны и могут служить к объяснению евангельских мест. Сравнивая известия о
погребении Христа с этими
египетскими обрядами, можно прийти к заключению, что Иосиф и Никодим намерены
были тело Христа
набальзамировать...» [Матф. 27:59; БИБЛИЯ. Т. Ill, с. 464, ком. 59].
(Намерение Иосифа и Никодима набальзамировать
тело Христа сомнительно, поскольку, во-первых, пеленание тела было
распространено в иудаизме задолго до н.э. и само по себе не предполагало
последующего бальзамирования, а во-вторых,
на это намерение в евангельских текстах нет прямых указаний. — Ю. С.)
** «...Лука и Иоанн добавляют, что в этот
гроб никто еще не был положен; Матфей и Иоанн называют гроб новым. В этом
гробе Иосиф хотел похорониться сам, почему у Матфея и встречаем выражение: *v
тс? Kaivqi айтоО ш/пцсСц) ("в новой
своей (скальной (Map. 16:46), пещерной) гробнице". — Ю.С.). Вероятно,
большой камень, приваленный ко гробу, был не вне
его, а в самой пещере. Об этом можно заключить из Иоан. 20, 1: .В первый же
день недели Мария Магдалина приходит ко
гробу рано, когда еще было темно, и видит, что камень отвален от
гроба..."» [Матф. 27:60; БИБЛИЯ. Т. Ill, с. 464, ком. 60].
(Вопрос о том, снаружи или внутри гробницы находился «закладной камень»
(плита), спорен. Из текста Иоанна вопрос не
проясняется; у Марка сказано: «...и привалил камень к двери гроба» (Map.
15:46), а у Матфея — «...приступив, отвалил
камень от двери гроба и сидел на нем» (Матф. 28:2), что скорее говорит о том,
что камень располагался снаружи пещеры,
да и археологические свидетельства указывают на то, что «закладные камни», как
правило, находились снаружи скальных
гробниц, тем более что в греческом тексте сказано: ка1 тгроскиМаас XlOov \iiya.v T(J WifKf тоО (ii/nnelou [NT. Math. 27:60,
61]
— «подкатив большой камень
ко входу в гробницу»; см. выше, «Похороны в Библии». — Ю.С.)
117
...По прошествии субботы Мария Магдалина и
Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы*, чтобы
идти — помазать Его (Map. 16:1, 5; Лук. 23:56).
...Вслед приходит Симон Петр и, вошедши во
гроб**, видит одни пелены лежащие и плат, который был
на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый в другом месте (Лук.
24:12; Иоан. 20:6, 7).
(«...Могилу Христа показывают в одной из часовен („Часовня Г роба Г
осподня". — Ю.С.), находящихся внутри храма
Св. Г роба Г осподня в Иерусалиме. Внутри этой небольшой мраморной часовни
находится скала с могильной
пещерой...» («Садовая могила». — ? — Ю.С.) [Нюстрем Э., с. 255—257]).
ПОГРЕБЕНИЕ ХРИСТИАНСКОЕ
Погребение. «В первые три века христиане не
имели возможности по причине гонений обставлять П.
своих умерших какими-либо особыми церемониями и обрядами: немедленно по смерти
их переносили,
большей частью ночью, в места погребений и погребали наскоро, в страхе. Лишь в
редкие промежутки
между гонениями для умерших устраивали гробницы, особенно для мучеников; П.
последних
совершалось с особенной... торжественностью... По свидетельству Дионисия
Александрийского, при П.
христиане нередко брали на руки и в объятия тела умерших, закрывали им глаза и
смыкали уста,
обнимали, обмывали и одевали их. По свидетельству Евсевия Кесарийского, Иоанна
Златоуста и
Григория Богослова, у древних христиан существовал обычай бальзамировать тела.
Тертуллиан
замечает, что христиане употребляли на П. ароматов более, нежели язычники — на
курение своим