Смирнов Ю.А. Лабиринт: Морфология преднамеренного погребения. Исследование, тексты, словарь.
 
На главную
 
 
 
 
 
 
 
Предыдущая все страницы
Следующая  
Смирнов Ю.А.
Лабиринт: Морфология преднамеренного погребения.
Исследование, тексты, словарь.
стр. 213

2.    Церемонии до похорон...

3.    Похоронные носилки...

4.    Вынос тела...

5.    Похоронная процессия...

6.    Анустарани (корова или коза, умерщвляемая во время похоронной церемонии; частями ее тела
покрывают покойного)...

7.    Кремация. После прихода на место кремации выбирали место для устройства костра и выкапывания
ямы... (Правила, предписанные для выбора места, противоположны правилам о месте жертвоприноше
ния богам.) Выбранный участок должным образом очищали... Яма... должна быть глубиной в 12
пальцев (12 дюймов), шириной в 5 пядей и иметь длину тела с вытянутыми руками... Тело должно быть
освобождено от внутренностей и заполнено маслом (Баудхаяна-питримедхасутра (далее — БП). 1:2—

6). Смысл этой операции — очистить тело и облегчить кремацию. Позднее к этому стали относиться с
осуждением. В настоящее время срезание волос и ногтей покойника (закапываются в специальной ямке
к югу от костра) считают достаточным для очищения. Затем тело кладут на костер... а носилки или
бросают в воду, или помещают на костер. В руки покойного клали кусочек золота, если он брахман, лук

— если кшатрий, драгоценный камень — если вайшья (БП. 1:8, 3—5).

8.    Вдова ложится на погребальный костер...

9.    Кремация как жертвоприношение...

10.    Возвращение...

11.    Принесение воды...

12.    Развлечение участников церемонии...

13.    Нечистота...

14.    Обряд «собирания костей». Согласно Ашвалаяне (A. IV:5), на 13-й день после кремации, в то время
как БП (1:14, 1) предписывает третий, пятый или седьмой день... угли должны быть окроплены молоком
и водой (ср. Гомер. Ил. ХХШ:237, 250. — Ю.С.) и куча раскидана палкой из дерева удумбара (фиговое
дерево — символ плодородия), чтобы отделить кости... Обязанность собирания костей возлагалась на
женщин (БП. 1:14, 1)... Затем кости обмывали и помещали в урну или завязывали в кусок шкуры черной
антилопы (использовалась и на погребальных носилках). Сосуд или узел, содержащий кости,
подвешивали на ветку дерева шами (mimosa suma, acacia suma, prosopis spicigera; использовал

* Описание этих моментов обряда опущено. Сохранена только их последовательность, подробнее см. [Пандей Р. Б.].

130

ся и как нижний «женский» кусок дерева при добывании ритуального огня). Кости человека,
совершавшего при жизни жертвоприношения, сжигали снова, кости других предавали погребению.

...Ашвалаяна предписывает для погребения мужчин урну с носиком, а для погребения женщин — без
носика. Урну, закрытую крышкой, помещали в яму, приготовленную таким же образом, как и место для
костра, или урну захоранивали под корнями дерева. ...Иногда в яму помещали траву и желтую ткань и
на них клали кости.

...Во время пуран (священные книги индуизма ~ I тыс. — начала II тыс. н.э.)... стали особенно чтить святость рек, и
кремация совершалась обычно на берегу какой-нибудь реки. ...Глава похоронной процессии складывал останки в
маленький глиняный сосуд и бросал его в воду (если воды поблизости не было, оставлял в уединенном месте).

15.    Шантикарма — обряд умилостивления и изгнания злых сил...

16.    Шмашана, или питримедха, — насыпание холма над останками покойного (БП. 1:18). ...В ведах нет
упоминания этого обычая... Его упоминают брахманы (поздневедийские тексты ~ начала I тыс. до н.э.,
содержащие толкование ритуала и вед), например в «Шатапатха-брахмане» (Х1И:8) содержится
детальное описание церемонии шмашана.

У буддистов обычай возведения холма очень распространен, а составители шастр индуизма предоставляют эту
честь только святым, монахам и аскетам. В современном индуизме совершенно не принято насыпать холм, а
самадхи (иногда в виде мавзолея) или ступа возводится над прахом лишь религиозных знаменитостей.

... В день накануне церемонии возведения шмашаны выбранное место очищали от растений. К северу
от него копали землю и из нее делали кирпичи, от 6 до 24 сотен, для устройства холма, не считая тех,
которые использовались для уплотнения. Потом приносили урну с прахом покойного и помещали ее
между тремя ветками дерева палаша (butea frondosa или butea monosperma), воткнутыми в землю; над
ней воздвигался домик. Если костей не находили в яме, куда они были положены... собирали немного
пыли с этого места или же с берега реки, призывали покойного, и то живое существо, которое попадало
на расстеленную ткань, считалось замещающим кости. Потом над ветками палаша помещали сосуд со
многими отверстиями, через которые на урну лили кислое молоко и сыворотку.

В разных школах ритуала встречаются вариации и модификации. ...Поверхность участка должна быть посыпана
мелкими камешками. На земле делают борозды плугом... и в них бросают разные семена. В середине участка
делается углубление, в которое бросают мелкие камешки. ...В яму, выкопанную к югу от углубления, опускали
немного тростника, возможно чтобы он служил лодкой умершему. Затем траву дарбха (или куша — роа cynosuroides
или demostachia bipinata) раскладывали в виде фигуры человека, на нее опускали останки и покрывали старой
тканью. Потом сосуд, содержащий пепел, разбивали и над костями строили памятник согласно определенному
плану. Когда памятник поднимался до определенной высоты, в стену помещали пищу для умершего. Когда
постройка завершалась, на нее накидывали землю и лили воду из сосудов, которые затем разбивали...

131

17.    Приношения умершему...

18.    Сапиндикарана — обряд приобщения покойного к сонму предков, которым приносятся поминальные
жертвоприношения...





Предыдущая Начало Следующая  
 
 

Новости